Приложение МААМ

Игра как средство развития личности

Сократова Анастасия
Игра как средство развития личности
▼ Скачать + Заказать документы

В данной работе проводится исследование и изучение научного материала об игре как средстве развития личности.

Актуальность этой темы заключается в том, что для современного педагога и психолога чрезвычайно важно понимать процесс игровой деятельности с научной точки зрения. Для этого, в том числе, необходимо понимать сущность игровой деятельности, его отличия от других типов деятельности, а также причины того, почему игровая деятельность так важна в процессе становления и развития личности человека в детстве, ведь в детстве игровая деятельность является основной. Также, актуальность обусловлена разработанностью этой темы в трудах научных исследователей.

Публикация «Игра как средство развития личности» размещена в разделах

Цель работы – изучение научного материала об игре как средстве развития личности.

Задачи:

1. Изучить понятие игры.

2. Изучить сущность игры в рамках педагогической и психолого-педагогической науки.

3. Изучить значимость игровой деятельности в развитии личности в детские годы.

4. Изучить виды и атрибуты игровой деятельности в развитии личности.

Объект изучения – игра как средство развития личности в рамках педагогической и психолого-педагогической науки.

Предмет изучения – особенности и аспекты игры и игровой деятельности как средства развития личности.

При написании работы была использована современная научная литература. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность игры в рамках педагогической и психолого-педагогической науки

Игровая деятельность, на первый взгляд, бесполезна для взрослого, а для ребенка тяга играть является состоянием, которое со временем сменится на тягу к учебной деятельности. Однако, игровая деятельность на самом деле гораздо более сложный с педагогической точки зрения процесс, который обуславливает развитие личности на любом возрастном этапе. Для педагогической и психологической научной мысли рассмотрение игры всегда было непростой проблемой.

Научные теории, касавшиеся игровой деятельности, разрабатывались множеством видных психологов, в том числе К. Гроссом, Г. Спенсером, К. Бюлером, Ф. Шиллером и З. Фрейдом. Все они рассматривали то или иное проявление игровой деятельности, влияние игры на развитие психологических процессов.

В общем смысле, игра это такой тип деятельности, занятие которым мотивировано для человека не результатом деятельности, а самим процессом. В более узком смысле, игра представляет собой деятельность, направленную на воссоздание и усвоение социального опыта.

Игровая деятельность всегда осмыслена, она предполагает различные действия, которые объединены единой мотивацией. В процессе игры индивид выражает свое отношение к окружающей среде в определенной форме.

Ядро игровой деятельности заключается в тех разнообразных переживаниях аспектов действительности, который являются значимыми для играющего. Утилитарный эффект, вещественный результат у игровой деятельности может полностью отсутствовать, а может и присутствовать.

Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему.

Безусловно, игровая деятельность является гораздо боле важной в процессе развития ребенка дошкольного возраста, чем в процессе развития, например, взрослого. Однако, это не означает, что взрослый не может заниматься игровой деятельностью, ведь для него это также представляет определенную пользу.

Для ребенка дошкольного возраста игра это основной тип деятельности. Все мотивы, запросы и потребности ребенка выражаются в рамках игры. В начальном школьном возрасте вместо игровой деятельности на первый план выходит учебная, а игровая остается важной частью жизнедеятельности.

Как для ребенка, так и для взрослого главным аспектом игровой деятельности является воображение. Воображение помогает представить желаемые изменения окружающей среды, в последствии воплотить их в жизнь. Воображение предполагает развитие творческой направленности человека, умения мыслить вне привычных ему рамок. Главное значение игровой деятельности – «преображать действительность воображая».

Игровая деятельность напрямую связана с процессом развития личности. Интенсивнее всего развитие происходит в раннем детстве, и чем интенсивнее развитие, тем более серьезное значение составляет игровая деятельность. Игровая деятельность формирует свойства личности, обогащает ее внутреннее содержание, игра это первая деятельность личности.

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.

У взрослого человека игровая деятельность формируется согласно его жизненным потребностям и интересам, и направлена на развитие конкретных способностей и сторон личности. Разнообразные тренинги, популярные в современную эпоху у работников среднего класса, основаны именно на игровой деятельности.

В сфере искусства, как на любительском, так и на профессиональном уровне, игровая деятельность составляет фундамент. Игровая деятельность позволяет взрослому человеку проявлять свои эмоции, что зачастую нет возможности делать в повседневной жизни и работе.

Если у ребенка любые мотивы включены в игровую деятельность, то у взрослого в игровой деятельности выражены конкретные осознанные мотивы. Кроме того, ребенок не задумывается о «правилах» игры. Взрослый чаще задумывается, так как для него игровая деятельность является не основной, и ему необходимо отдельно подстроиться под правила игры.

Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают что говорят те же слова с теми же интонациями, меняются только место и время. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это происходило раньше. Люди играют в игры различной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного уровня до социально неприемлемого уровня.

Приняв психологическую позицию в ходе игры, личность старается укрепить ее, чтобы сохранить свое восприятие окружающего мира. Она становится ее жизненной позицией, с которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Чем резче выражена патология, тем сильнее потребность в подкреплении своей психологической позиции.

Игровая деятельность в самом раннем возрасте оказывает определяющее влияние как на развитие личности, так и на развитие физических навыков ребенка. Огромное влияние на развитие речи оказывается связь анализаторов, формирующихся и складывающихся в конце первых шести месяцев жизни. Появление и развитие зрительной, тактильной и двигательной координации коренным образом изменяет отношение детей к окружающей среде. На основе координации развивается манипулятивно-предметная деятельность, а позже развивается предметно-игровая деятельность.

Чтобы развивать моторику рук необходимо использовать разнообразные графические упражнения, помогающие детям совмещать игровые моменты с обучающими занятиями.

Мелкая моторика успешно поддается развитию в специально оборудованных комнатах, в которых дети при помощи таких приспособлений, как ложки и совки обучаются пересыпанию разных предметов, таких как камни и песок, обучаются сортировке предметов, сбору мелких предметов в бутылки и пр.

Важно исследование игровой деятельности и в рамках развития детей с отклонениями. Во время осуществления обследований необходимо придерживаться принципов кондуктивной педагогики, в частности, изначально нужно создать для ребенка ситуацию успеха, путем выдачи ему простых заданий, решаемых с помощью несложного в усвоении материала, что затем создает у ребенка желание продолжать работу и сохраняет его мотивацию, задания должны носить игровой характер, после выполнения каждого задания необходимо похвалить ребенка, что простимулирует его дальнейший интерес к занятиям и укрепит мотивацию.

Существует технология под названием «лекотека». Эта технология обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития. Она включает специально организуемую предметно-развивающую среду со специальным оборудованием, игровыми и дидактическими материалами для развития познавательных возможностей детей, формирования их личности.

2. Особенности, атрибуты и структура игровой деятельности

Важным атрибутом игровой деятельности является то, что она снимает психологическое напряжение. Когда человек вынужден выполнять неигровую деятельность, например, на работе, то он практически всегда испытывает стресс, так как ему необходимо действовать в рамках строгих правил, чаще всего, под угрозой некоего наказания, необходимо долгое время концентрировать внимание. Человек в таких условиях испытывает трудности с проявлением положительных эмоций, с осуществлением творческой деятельности, это происходит изо дня в день.

Игровая деятельность же позволяет человеку испытать эмоции в свободной обстановке, игровой процесс снимает психологическую напряженность.

Сама игровая деятельность реализуется в четыре этапа:

• у индивида формируется конкретное желание,

• сознание запрещает реализовать такое желание по различным причинам,

• подсознание находит оправдание, почему желание не может быть реализовано,

• индивид косвенно реализует такое желание с помощью игровой деятельности.

С одной стороны, у игровой деятельности, как и у трудовой деятельности, есть свои рамки, правила, которые нельзя нарушать. Однако, разница заключается в том, что во время трудовой деятельности человек испытывает стресс при боязни нарушить такие правила и перейти рамки. Правила в игре не настолько значимы, их следует выполнять, но человек не испытывает стресса от боязни их нарушить.

Это связано с тем, что для взрослого человека игровая деятельность не основная, а как бы выделенная, когда человек погружен в игру, он на время выпадает из плоскости своей основной жизнедеятельности. В таких условиях, он может вообразить себя тем, кем хочет, реализовать то, что не может реализовать в жизни, удовлетворить как скрытые, так и явные желания.

В арсенале психологов на сегодняшний день имеются игровые пространства пяти различных видов.

Игровые «оболочки»игра используется как некоторое обрамление, общий фон психологической работы, которая по своей сути может быть не игровой, а тренинговой.

Игровые «оболочки» используются в начальной школе, хороши они и для младших подростков. Наиболее активно сегодня психологами образования эксплуатируются игровые «оболочки», построенные по принципу новогодней сказки для малышей в детском саду.

Так, новый год не может состояться из-за того, что злые силы что-то украли, спрятали, сломали. Добрые герои, не щадя живота своего, восстанавливают справедливость. Новый год наступает вовремя. Во многих психологических играх, описанных в современной литературе, дети тоже куда-то попадают, кого-то спасают. Игровые «оболочки» могут быть самыми разными. Игровые «оболочки» можно использовать и в работе со старшеклассниками.

Диагностическая функция игры определяется тем, что она обладает большей предсказательностью, прогностичностью, чем любая другая человеческая деятельность потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений.

3. Значение игровой деятельности в развитии личности

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Высокая значимость игровой деятельности в процессе обучения заключена в том, что сам процесс игры конструируется самими детьми, педагог лишь направляет их усилия в нужную сторону. Таким образом, игровая деятельность подразумевает творческую, сюжетно-ролевую составляющую. Именно основанные на творчестве игры полнее всего формируют ребенка как личность, и такие игры это важное средство воспитания.

То, что в игре все условия не «реальны», не по настоящему дает только положительный эффект, так как все условия игры отражаются в воображении детей. Детям приходится удерживать в голове целую систему игровых взаимоотношений, переживаний и чувств, что способствует развитию памяти. Кроме того, несмотря на то, что условия игры выдуманы, эмоции, получаемые в игре, всегда искренние.

Творческая составляющая проявляется в игре в виде поиска средств ее реализации. Ребенок в игре выступает сразу и как актер, и как режиссер, как драматург, декоратор и т. д. Но в отличии от реальных актеров, дети не готовятся к игре, они всегда импровизируют. Импровизация чрезвычайно важна для процесса развития личности, в ходе импровизации человек может прочувствовать собственные мечты и стремления, осознать их.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются смыслы предметов и действий.

К особенностям игры относится дух творчества, пронизывающий все разворачивающиеся действия. Ведь результат игры изначально непредсказуем, имеет вероятностный характер, что и придает каждой игре привлекательную неповторимость знакомого по эмоциональному эффекту, но не воспроизводимого в точности события.

В отличие от многих других видов деятельности в игре цель зачастую не представлена в сознании игроков, но может быть и обозначена в виде поставленной извне задачи.

В психологической науке игровая деятельность признана как эффективное средство для адаптации и социализации личности, для снижения стресса, для предупреждения психологической напряженности, для оздоровления как психического, так и физиологического. Тем самым, игровая деятельность позволяет личности развиваться, открывая новые возможности и условия.

Игровая деятельность позволяет в своем процессе реализовывать психологические тренинги, психотерапию, а ее азартная сущность позволяет мотивировать играющих углубиться в такие тренинги.

Заключение

В данной работе проводилось исследование и изучение научного материала об игре как средстве развития личности.

Игровая деятельность напрямую связана с процессом развития личности. Интенсивнее всего развитие происходит в раннем детстве, и чем интенсивнее развитие, тем более серьезное значение составляет игровая деятельность. Игровая деятельность формирует свойства личности, обогащает ее внутреннее содержание, игра это первая деятельность личности.

Сама игровая деятельность реализуется в четыре этапа – у индивида формируется конкретное желание, сознание запрещает реализовать такое желание по различным причинам, подсознание находит оправдание, почему желание не может быть реализовано, индивид косвенно реализует такое желание с помощью игровой деятельности.

В психологической науке игровая деятельность признана как эффективное средство для адаптации и социализации личности, для снижения стресса, для предупреждения психологической напряженности, для оздоровления как психического, так и физиологического.

Тем самым, игровая деятельность позволяет личности развиваться, открывая новые возможности и условия. Игровая деятельность позволяет в своем процессе реализовывать психологические тренинги, психотерапию, а ее азартная сущность позволяет мотивировать играющих углубиться в такие тренинги.

Таким образом, игровая деятельность это необходимый элемент в развитии личности, важный для жизнедеятельности как всего общества, так и каждого конкретного человека. Игровая деятельность позволяет развивать навыки индивида, а также и психологические аспекты личности.

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста Психологическая технология «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста».

Поисково-исследовательское краеведение в школе как средство развития социально успешной личности В 2009 году директор Краеведческого музея Потапова Татьяна Петровна предложила мне заняться исследованием судеб выпускников школы № 1 1941-1945.

Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника “Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью» Л. Толстой Развитие творческой личности.

Сюжетно-ролевая игра как средство разностороннего развития личности и ранней профориентации дошкольников Период дошкольного детства по праву называют игровым этапом жизни. Этому есть подтверждения в различных психолого-педагогических источниках.

Игра-драматизация как средство развития гуманных качеств личности дошкольника Психолого - педагогические основы развития гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста Формирование личности ребенка, воспитание.

Индивидуальный план по самообразованию «Игра как средство развития личности дошкольника» Актуальность Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир.

Консультация для родителей «Музыка как средство всестороннего развития личности» Музыка как один из значимых факторов всестороннего развития личности ребенка в дошкольном возрасте Музыка в сообществе всех искусств занимает.

Консультация для родителей «Подвижная игра, как средство всестороннего развития личности ребенка» Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости,.

Народная кукла как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Будякова Н. Л., воспитатель группы компенсирующей направленности Народная кукла как средство развития личности ребёнка с ограниченными.

Презентация «Игра как средство развития речи» Обобщение опыта работы воспитателя. Игра как средство развития речи. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство развития личности
Опубликовано: 13 сентября 2019 в 14:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство развития личности» (включая файлы) размещена пользователем Сократова Анастасия (УИ 1307852) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД