Клавдия Лохматова
Игра как средство развития и познания
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство развитие и познания
Игра занимает очень большое место в жизни ребёнка. Очень часто родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают, что этим доставят детям больше удовольствия и будут способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Безусловно, дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но б лиже к двум годам их всё чаще привлекают игры со сверстниками или со взрослыми. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Что же даёт ребёнку игра? Да практически всё : удовольствие; знакомство с нормами и правилами жизни; общение со сверстниками; возможность выражать свои эмоции. Давайте рассмотрим игры, которые необходимы для развития детей раннего возраста.
Публикация «Игра как средство развития и познания» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Сенсорные игры
Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком,, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы : зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища». Очень полезны детям игры с водой. Например: наполнить бутылку до половины – она будет плавать. Налить бутылку доверху – она будет тонуть. «Фонтан» из бутылки. Познакомьте ребё нка с разной температурой: холодно-тепло-горячо, со льдом (растворяется - не растворяется; тает - не тает). Пересыпайте песок, стройте из него замки. Очень хорошо способствуют развитию мелкой моторики. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.
Игра-возня
Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребёнка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Чтобы ребёнок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребёнок от подобного общения придёт в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.
Языковые (словестные) игры
Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же фразу. Попробуйте, вместо того, чтобы злиться, лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов. Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра. Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий.
Например:
Плечи, коленки, носки, голова,
Носики, ушки, рот и глаза.
Расширяйте словарь детей с помощью игр (каких ты знаешь животных, птиц; кто как передвигается; кто, где живёт и т. п.)
Сюжетно-ролевые игры
Они начинают привлекать детей ближе к 2 годам. Дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых может позволить родителям узнать, как воспринимают их дети. Учите детей играть с куклами (укладываем, кормим, одеваем на прогулку, делаем зарядку, лечим, инсценируйте простые сказки с помощью игрушек, масок, кукольного или пальчикового театра.
Практическая часть
Игра с кубиками
Цель: научить детей находить нужные предметы по форме среди других предметов а также понимать и использовать в речи понятия «большой», «маленький», «такой же», «одинаковые».
Пример (Медвежонок Мишка пришел в гости к ребятам не с пустыми руками, а он привез тележку со строительным материалом, медвежонку очень хотелось построить домик, но зайчики все перепутали, ребята давайте поможем Мишке найти свои кубики)
Игра с конструктором «Лего»
Цель: Формировать умения сооружать постройку (гараж) из Лего – конструктора.
Развитие способностей детей к наглядному моделированию через Лего - конструирование.
Пример: Машинки ехали домой но заблудились, чтобы им не было темно и холодно, нужно где-то (переночевать)отдохнуть. Для этого им нужны домики (гаражи). Ребята давайте поможем машинкам не остаться на улице и построим для них новый гараж.
Игра – задание (для родителей). Цель: создание эмоционально комфортных условий для общения педагогов с родителями, создать радостную атмосферу и поднять настроение. Предлагается родителям ответить на вопросы и обозначить ответы фишками. Красная фишка – «да», желтая фишка – «не всегда», синего цвета – «никогда». Пример: каждый вечер уделяю время на игры с детьми? Купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры? И т. д.
Поиграли с родителями и в игру - «аукцион». Пример: нужно назвать предметы, имеющие одинаковые признаки: круглый стол, круглая тарелка и т. д. родители предлагают варианты ответа… Цель: развивать среди родителей чувство коллективизма и сотрудничества.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» (вместе с детьми). Цель: привлечь родителей к совместному мероприятию, для установления хороших, доверительных отношений с ребенком, развитие взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в совместную деятельность.
Рефлексия: на сердечках, предложили родителям, написать понравилось или не понравилось? Пожелания, предложения от родителей.
Обязательно играйте с детьми! То, как взрослый играет с ребёнком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на его эмоциональное развитие, способности к учёбе и умение приспосабливаться к взрослой жизни. Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной.