Ольга Медведева
Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.
Интерес дошкольников к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, органично развивается, познает окружающий мир, формируется как личность. Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, и меющим богатый опыт совместной игры со сверстниками.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Мы-воспитатели и родители все чаще отмечаем, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, и даже стесняются ответить. Они не могут общаться и выражать свою симпатию, переживания, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Все эти трудности в общении вызваны: - недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков; - неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.); - отсутствием умения управлять своим поведением; - наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, стремления к абсолютному самоутверждению). Таким образом, необходимо организовать специальную деятельность по формированию коммуникативных навыков общения в дошкольном возрасте.
Проблемой формирования общения дошкольников со сверстниками через игровую деятельность занимались отечественные и зарубежные психологи и педагоги, такие как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие.
Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной. Исходя из этого основными задачами являются: - обучение детей речевым средствам общения; -развитие навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми; - развитие творческих способностей, воображения в процессе игрового общения.
Потребность в общении друг с другом у детей возникает уже на 3-м году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношения к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты.
В целях развития общения детей взрослый помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека, организует совместные игры детей, учит доброжелательному общению, поощряет привлечение внимания к сверстникам. У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности. Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником, то переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования.
В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребёнок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребёнка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно – деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, игры, наглядно – действенное мышление. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. Детям предлагаются разные поручения, которые дадут им возможность общаться с другими детьми и взрослыми. Предлагаются детям для рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. В этом возрасте дети начинают проявляют интерес к игровым действиям сверстников, учатся играть вместе, играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам.
В воспитательной работе по формированию коммуникативных навыков применяются дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры. Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным соблюдением игровых правил. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения.
В подвижных играх дети очень активны и непоседливы, могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки. В играх развивает навык взаимоотношения в коллективе, дети учатся согласовывать свои действия с действиями сверстников. Совместные действия сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей. Играя, дети изучают цвет, форму, свойства материала; пространственные, числовые отношения; закрепляют знания о растениях и животных. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Дидактические игры развивают способности к совместным действиям со сверстниками как с партнерами по игре. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки, не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной деятельности: вместе со сверстниками рассматривают картинки, составляют узоры, соединяют пазлы и др. Постепенно зарождается интерес к действиям других детей, радость от общей деятельности.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию воображения. Через театрализованную деятельность дети учатся действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. Именно игры драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения.
Сюжетно-ролевые игры – первая проба социальных сил и первое их испытание. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д., общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.). Самостоятельность детей в сюжетноролевой игре - одна из ее характерных черт. Объединяясь в сюжетноролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, учатся подчинять свои интересы интересам других, регулируют взаимоотношения, развивают навык общения друг с другом.
Таким образом, ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие детей и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнёрам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
Эффективности проводимых мероприятий по развитию навыков общения у дошкольников способствует создание атмосферы сотрудничества и партнёрства. Педагогические приёмы позволяют развивать у детей коммуникативные, речевые умения, культуру общения, доброжелательность. Работа по формированию коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении.