Ирина Митина
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар
План работы по самообразованию
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».
Воспитатель: Митина Ирина Андреевна
Стаж работы в должности:1 год 9 месяцев
г. Сыктывкар, 2019-2020 г.
Содержание:
2. Введение…1-6 стр.
3. План по самообразованию за 2019-2020 года… 7- 8стр.
4. Литература…. 8 стр.
Публикация «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
Актуальность: Дошкольный возраст – это возраст игры. Для дошкольника игра – такое же естественное состояние, как сон, приём пищи, движение. У ребёнка нет другого способа, чтобы познавать окружающий мир, приобретать необходимые для жизни знания, умения, навыки. Любая игра предполагает получение опыта, необходимого для дальнейшего развития маленького индивида. По мнению детских психологов и педагогов именно в игре растущий человек раскрывает свои интеллектуальные, физические способности, испытывает самые настоящие чувства и эмоции.
Грамотный педагог с помощью игры может развить в ребё нке многие качества: мышление, внимание, ловкость, выносливость, наблюдательность, усидчивость, быстроту, память, воображение, любознательность и т. д. Эффективность обучения в игре будет зависеть от содержания игр, от того, насколько интересна игра ребёнку, соответствует ли игра возрасту. Поэтому воспитателю стоит ответственно отнестись к выбору игр, знать и учитывать возрастные особенности детей, уметь направлять течение игры в нужное русло. Также не следует забывать, что ребёнка нужно развивать всесторонне и не зацикливаться на развитии только в одном направлении. ФГОС диктует нам содержание образовательной программы ДОУ. В соответствии с целями и задачами Программы содержание её может реализоваться в различных видах деятельности, среди которых есть и игра.
Таким образом, тема «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» является актуальной на сегодняшний день.
Цель: Способствовать всестороннему развитию ребёнка посредством игры.
Задачи:
Образовательные : - Изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме; -Составить картотеку игр по разным направлениям развития;
Развивающие: Развивать игровую деятельность детей, способствовать их развитию через игру;
Воспитательные: вызвать интерес у родителей к совместной игровой деятельности с детьми, повысить внимание родителей к различным видам «живых» игр без использования компьютеров, телефонов и других гаджетов.
Объектом исследования: Игра как средство образовательной деятельности.
Предметом исследования является: Различные виды игр.
Гипотеза исследования: Предполагается, что использование различных игр оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.
ВВЕДЕНИЕ
К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.
Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.
Изменились и сами игрушки. Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего – изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.
Если в XX веке девочки играми с куклами и пупсиками, а мальчики с солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Барби, мальчики играют в страшных трансформеров.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) полное отсутствие игры в школе; 6) жесткое программирование свободного времени детей.
План работы на год.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы и других источников Сентябрь - май 1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду».
2. Кузнецова А. Е. «205 развивающих игр для детей».
3. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
4. Пенькова Л. А., Коннова З. П., Малышева И. В. «Развитие игровой активности дошкольников».
5. Сергеева И. С., Гайнуллова Ф. С. «Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников».
7. Смирнова Е. О. «Лучшие развивающие игры».
8. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/
https://www.maam.ru/
Анализ изученных источников, составление картотек игр по разным направлениям: физическому, познавательному, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, речевому для детей своей возрастной группы.
Работа с детьми Сентябрь-май Игры, распределё нные по дням неделям:
пн - сюжетно-ролевые;
вт – подвижные;
ср – дидактические;
чт – театрализованные;
пт – по выбору детей. Минутки игры в вечернее время.
Октябрь Знакомство детей с русскими народными играми. Вечер «Игры наших бабушек».
Ноябрь Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию. Развлечение «Забавы с красками и карандашами».
Январь Игры на развитие логического мышления. Вечер логических игр.
Февраль Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. Игра-путешествие «Остров Невезения»
Апрель Игры по духовно-нравственному воспитанию. Досуг «В гостях у Феи вежливых слов»
Работа с семьёй Сентябрь Выявить отношение к игре в семье. Анкетирование «Что вы знаете об играх?»
Октябрь Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребёнка» Выступление на родительском собрании.
Октябрь-май Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы. Демонстрация игровых пособий и материалов, сделанных своими руками, на родительских собраниях.
Ноябрь Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя». Вечер развлечений.
Январь Подготовка к круглому столу: сбор информации по теме, составление конспекта, подготовка буклетов. Круглый стол «Как играть с ребёнком?»
Март Совместное мероприятие с детьми и родителями «В стране Вообразилии» Вечер развлечений.
Апрель Добровольный эксперимент «Неделя без гаджетов». Фотоотчёт «Живые игры».
Май Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. Презентация для родителей (на родительском собрании) «Как мы играли»
Самореализация Сентябрь -май Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре. Картотека игр. Анализ детской игровой деятельности.
Сентябрь Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. План работы по самообразованию.
Ноябрь Консультация для педагогов «Игровая деятельность в детском саду» Выступление на педсовете.
Февраль Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Вся наша жизнь – игра!» Выступление на семинаре-практикуме.
Май Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Журналы «Дошкольное воспитание»
3. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильева, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой, М., Мозаика-Синтез, 2010г.