Валентина Федосеева
Игра как способ коррекции социальных навыков у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ у детей с РАС»
Игровые и социальные навыки – одни из самых важных навыков, которым ребёнок должен научиться. Качество жизни ребёнка неизмеримо повысится, если он получит возможность наладить связь с окружающим миром при помощи игры и общения. Дефициты в этих областях часто ведут к скуке и даже депрессии. Если ребёнок осмысленно будет играть с другими детьми, он станет счастливее и одновременно сможет усвоить важные знания об окружающем мире и о том, как ладить с людьми; также это поможет развитию отдельных когнитивных навыков.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Детям с РАС нравится играть, но некоторые виды игр им недоступны. Часто они играют в очень ограниченные по объему действий игры, используют лишь несколько игрушек, игнорируя все остальные, или же играют по шаблонам. Например, ребенок складывает головоломку по одной и той же схеме, или же раскручивает колеса машины и наблюдает за их вращением.
Поскольку РАС влияют на развитие навыков социального взаимодействия и общения, они также оказывают влияние на то, как формируются важные навыки, необходимые для игр, такие как способность копировать простые действия, исследовать окружающее пространство, совместно использовать предметы, разделять внимание с окружающими, отвечать на действия других людей и выполнять действия по очереди.
Структурированная игра – это игра, когда взрослый обеспечивает для нее материал, начинает игру или присоединяется к ней для того, чтобы направить игру или дать ребенку подсказки. Свободная игра – это когда ребенок делает, что хочет. Оба вида игр важны для развития ребенка, но для детей с РАС структурированные игры особенно важна для того, чтобы освоить такие важные навыки как умение делиться, выполнять действия по очереди и взаимодействовать с другими детьми. Структурированная игра обычно дает ребенку руководства, что и когда делать. У структурированной игры обычно есть четкое завершение. Это сокращает число вариантов развития событий, которые могут возникнуть в игре, что гораздо легче для восприятия ребенка с РАС. Четкая структура может также помочь ребенку понять, какие шаги, умения, действия и понятия необходимы для достижения конечной цели игры.
Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют несложные задания. Поэтому эти игры включены в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Особое внимание уделяется насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Свободный доступ воспитанников к играм, и игрушкам побуждает детей к самостоятельной игровой деятельности, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Все методики направлены на развитие детей с ОВЗ. В ходе предложенных методик расширяется, уточняется и активизируется словарный запас ребенка, развивается связная речь, происходит развитие вербальной и зрительной памяти, мышления, восприятия, внимания, знание сенсорных эталонов, способствуют развитию зрительно-моторной координации и т. д.
1. Методика с видеобиоуправлением (применяется с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при задержки интеллектуального развития
2. Методика Сказки (предложенные игры направлены на формирование умений воспринимать сказку. Проводится работа над совершенствованием восприятия иллюстраций к сказкам, формируется умение целостно воспринимать сюжетную картинку, анализировать её содержание, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Методика Предметный мир в картинках (применяется для формирования умения воспринимать предметную картинку, закрепление представлений о признаках предметов, развития слухового восприятия, развитие элементов словесно-логического мышления)
4. Методика Свойства предметов (предназначен для развития тактильных ощущений и осязательного восприятия, уточняются представления о форме и величине, развитие мышления, обследовательских действий
5. Методика Тактильное домино (предназначен для развития тактильных ощущений, осязательного и зрительного восприятия, а также конструктивного праксиса. Эта методика способствуют развитию обследовательских действий, координации, точности движений пальцев рук, а также совершенствованию наглядных форм мышления)
6. Методика Знакомство с цветом (предназначен для формирования представлений о цвете, способствуют развитию зрительно-моторной координации, развитие тактильного восприятия, зрительной памяти, а также наглядно-действенного мышления)
7. Методика Знакомство с формой (предназначен для формирования представлений детей о геометрических фигурах, способствуют развитию зрительно-моторной координации, развитие тактильного восприятия, зрительной памяти, а также наглядно-действенного мышления.