Любовь Медведева
Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«То, что упущено в детстве,
никогда не возместить в годы юности»
В. А. Сухомлинский
Искусство рисования в детском возрасте - удивительное явление. В определенный период жизни каждый ребенок с удовольствием рисует разнообразные рисунки, композиции. Как показывает жизнь, это увлечение проходит иногда навсегда. И верными остаются рисованию только художественно - эстетически одаренные дети. С 3 лет и даже ранее, до подросткового возраста в своих рисунках дети обязательно проходят периоды «головоногов» и разнообразных «каракулей».
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
Почему и зачем рисуют малыши? В первые годы жизни малыша важны развитие движения и зрения. И рисование в первое время координирует работу этих систем. От хаотического восприятия окружающего пространства ребенок переходит к освоению таких понятий, как горизонталь, вертикаль; поэтому в первых рисунках детей проявляется линейность.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами. Дети обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных линий и форм, узнают свойства материалов. Это приводит к постепенному восприятию мира, который нас окружает.
Рисование – серьезная и большая для малыша работа. Те же каракули для маленького художника содержат вполне конкретный смысл и информацию. Что же удивляет взрослых? А то, что спустя какое то время ребенок точно может показать, где и что изображено на листе бумаги, казалось бы, покрытом, переплетением случайных закорючек и линий. Что касается порой смешных в рисунках неправильностей, то эти рисунки показывают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который в процессе рисования он опирается. И так, до 6 лет примерно, дети не понимают пространственного изображения, рисуют вид только сверху или спереди, и не поддаются в этом отношении совершенно какому-либо обучению. А дело все в том, что дети, как кажется иногда взрослым, к своему творчеству вовсе не безразличны. Эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется очень рано: образец, на который они смотрели, а потом рисовали, им нравится меньше, чем свой собственный рисунок.
Педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Детская изобразительная деятельность, по мнению многих ученых, участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, так как в процессе деятельности координируется конкретно-образное мышление, связанное с работой в основном правого полушария мозга. Также координируется и абстрактно-логическое мышление, отвечает за которое левое полушарие. Особенно здесь важна связь рисования с развитием речи и мышлением. Накопление ассоциаций и слов происходит у ребенка медленнее, а вот восприятие окружающего мира происходит значительно быстрее. Выразить то, что он знает, в наиболее легкой образной форме помогает ему рисование, несмотря на то, что ему не хватает словарного запаса.
Большинство педагогов и психологов – имеют одинаковые мнения в том, что рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: когда рисует ребенок, он как бы формирует свою мысль или объект снова, при помощи рисунка оформляя полученные знания, изучая закономерности, которые касаются людей и предметов в целом, «вне пространства и времени». Дети рисуют, как правило, не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, лишь обозначая индивидуальные черты символичными признаками (борода, очки, упорядочивая и отражая свои знания об окружающем мире и осознавая себя в этом мире. Поэтому, по мнению ученых, ребенку рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи связанным с важнейшими, необходимыми психическими функциями - мышлением и речью, зрением, двигательной координацией, рисование способствует развитию каждой из этих функций и связывает их между собой. Способствует упорядочить ребенку бурно освоенные знания, зафиксировать и оформить модель все более усложняющегося представления об окружающем мире.
Условия успешного развития творческих способностей.
Создание условий, является одним из важнейших факторов творческого развития детей, способствующих формированию творческих способностей. Всего выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Первый шаг к успешному развитию творческих способностей это раннее физическое развитие ребенка : раннее ползание и хождение, раннее плавание, гимнастика. Далее ранний счет, чтение, раннее знакомство с различными материалами и инструментами.
2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие. Настолько насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой системой отношений и такой средой, которые бы стимулировали его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться.
Как создавать развивающую среду! Когда мы хотим научить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, развешиваем буквы, чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему необходимо место и условия, где он сможет свободно заниматься, не испортив какие-то вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – краски, карандаши, фломастеры и т. п.
3. Важное и третье условие эффективного развития творческих способностей, которое вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Ведь дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. В это время процесс познания мира идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых ребенок не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя.
4. Четвертым условием успешного развития творческих способностей является предоставление ребенку в выборе деятельности свободы. А также продолжительность занятий одним, каким либо делом, в чередовании дел, выбор способов деятельности и т. д. Тогда желание ребенка, интерес, эмоциональный подъём послужат гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу ребенку.
5. Но ненавязчивая, доброжелательная, умная помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку. Подсказка, к сожалению, среди родителей самый распространенный способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Если ребенок может сделать сам, не надо делать за него. Когда ребенок сам может додуматься, не надо думать за него.
6. Для творчества необходимы наличие свободного времени и комфортная психологическая обстановка, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей, это тёплая дружелюбная атмосфера в семье и, конечно же, в детском коллективе. Важно терпеливо относиться даже к его странным идеям, не свойственным в реальной жизни, проявлять сочувствия к его неудачам и постоянно стимулировать ребенка к творчеству.
Таким образом, рисование – это очень важный коммуникативный и информационный канал для полноценного развития личности ребенка.