Булаева Марина
«Хрюша встречает гостей». Занятие по социально-коммуникативному воспитанию для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: - Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом.
- Показать позитивные способы общения
- Создать условия для творческого выражения различных эмоций: радость, огорчение, обида
- Развивать речевую активность детей на занятии.
Ход занятия
На столе воспитателя оборудована «комната» Хрюши (настольный театр). Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель. Ребята, я хочу показать и рассказать вам небольшую историю из жизни Хрюши. Смотрите внимательно. Может быть, понадобится ваша помощь.
- На свой день рождения Хрюша пригласил в гости друзей. Но сначала надо было навести в доме порядок, приготовить угощение и придумать развлечение для гостей. Хрюша купил торт и хотел начатьуборку, но мысли о подарках все время отвлекали его. Он так долго мечтал, что даже проголодался. Тогда поросенок вспомнил про торт и решил попробовать кусочек. Торт был очень вкусный. И Хрюша не удержался и съел еще кусочек. Потом он начал наводить порядок, убирать раскиданные вещи, и скоро почувствовал, что устал.
-Надо бы подкрепиться,- подумал поросенок и съел еще 2 кусочка. Кое-как он прибрал свою комнату и снова посмотрел на торт. Почему-то он был уже не таким красивым, как раньше.
- Ладно, я буду угощать гостей пирожными, - решил Хрюша и быстро разрезал оставшийся торт на маленькие кусочки.
Первой в гости пришла Каркуша.
- Здравствуй, дорогой Хрюша! Поздравляю тебя с днем рождения!
- Привет, Каркуша! А что ты мне подаришь?
- Вот тебе будильник, Хрюша. Если ты будешь заводить его, то никогда не будешь опаздывать.
- Спасибо, но у меня уже есть будильник. Ну, ничего! Я этот будильник кому-нибудь подарю.
Снова раздался звонок. Это были Степашка и Филя.
- Поздравляем тебя с Днем рождения! Ура!
- Ну, чего вы кричите? Спасибо, проходите.
-Я желаю тебе здоровья, - торжественно произнес Степашка, - вот мой витаминный подарок – корзинка с морковками.
Мордочка у Хрюши вытянулась:
- Тоже мне подарок. Не мог что-нибудь повкуснее принести?
Зайчонок чуть не расплакался, ведь он хотел как лучше.
-А ты, Филя, что принес?
-Я принес книгу сказок и конфеты. Но не знаю, понравится ли тебе мой подарок.
- Да я эти сказки уже наизусть знаю, даже неинтересно. А конфеты давай, я их на кухню отнесу. Потом съем, сейчас что-то не хочется.
Настроение друзей заметно ухудшилось, но Хрюша этого даже не заметил.
-А не пора ли пригласить гостей за стол? – напомнила Каркуша.
- Садитесь, если хотите. А мне уже не хочется, потому что я перед вашим приходом подкрепился. Ешьте быстрее, потому что будем телевизор смотреть, скоро начнется моя любимая передача.
Друзья совсем приуныли.
Вот так прошел день рождения Хрюши. Но почему-то ни поросенок, ни его друзья не были радостными в этот день.
Воспитатель – Ребята, как вы думаете, почему друзьям не было весело на празднике?
(- Хрюша обидел всех.
- Он сказал, что их подарки ему неинтересны.
- Он угощал друзей остатками торта.
- Хрюша не подумал, чем развлечь гостей.)
Воспитатель (обращаясь к игрушке) – Хрюша, Хрюша! Ты совершил много ошибок, поэтому праздник не получился. И твои друзья огорчились и ушли с обидой на тебя. Ребята, покажите поросенку, какое настроение было у гостей в этот день.
(дети мимикой и позой показывают обиду, огорчение).
- А как обычно выглядят друзья на празднике? (все улыбаются, лица радостные)
- Давайте научим Хрюшу, как надо встречать друзей, принимать подарки, развлекать их.
Предлагаю всем встать в круг вокруг стола. (воспитатель раздает фигурки гостей детям – по фигурке через 2-3 ребенка, поросенок – на столе). Сейчас под музыку мы будем передавать по кругу хрюшиных гостей. Как только музыка остановится, те, у кого в руках будут фигурки, поздороваются с ними, как со своими лучшими друзьями. А ты, Хрюша слушай и учись у наших ребят.
(варианты приветствия – Здравствуй, Каркуша! Я очень рад тебя видеть!
- Здравствуй, Филя, я без тебя соскучился!
- Здравствуй, Степашка, я очень ждал тебя)
Если ребенок затрудняется, ему может помочь сосед.
- Сейчас вновь под музыку вы будете передавать по кругу маленьких друзей и подумайте, как бы вы приняли их подарки, что бы вы сказали.
(после остановки музыки воспитатель напоминает, что именно подарили гости. Это задание сложнее, поэтому ответы могут давать и дети без фигурок)
Воспитатель – Отлично! Теперь вы можете поставить фигурки на стол. А мы дадим Хрюше еще один совет. Как вы думаете, можно ли угощать друзей остатками торта и почему?
(Нет, торт – это главное угощение.
Торт – это самое красивое угощение.
Торт купили специально на праздничный стол и некрасиво его есть одному).
Воспитатель – Хрюша, надеюсь, что в следующий раз ты так не сделаешь, а с удовольствием разделишь торт вместе с друзьями.
И еще один вопрос. Интересно ли было гостям смотреть телевизор на дне рождения? А как бы вы развлекались у себя на празднике? (предложения детей – петь песни, потанцевать, поиграть)
Предлагаю научить играть Хрюшу в фанты. (дети усаживаются на стульчики, воспитатель быстро собирает фанты у детей и проводит игру. Примерные задания.
- Изобрази клоуна в цирке
- Спой куплет песни как веселый гномик
- Покажи, как плакала царевна Несмеяна
- Покажи без слов, какой подарок ты принес на день рождения
- 2 фанта – один изображает зайку, которого бросила хозяйка, а другой должен его утешить, пожалеть.
- 2 фанта – покажите, как встречаются друзья, которые долго не виделись.
Воспитатель – Посмотри, Хрюша, какие радостные лица у наших ребят. По-моему Хрюша хочет мне что-то сказать. (подносит к уху). Он сказал, что готов все исправить и показать вам, как он воспользуется вашими советами. Посмотрим?
(показ кукольного театра)
К своему дню рождения Хрюша подготовился заранее. Он купил красивый торт, навел порядок в комнате и сел придумывать, чем развлечь гостей. И хотя торт выглядел очень аппетитно, поросенок не притронулся к нему, потому что хотел, чтобы его друзья тоже увидели эту красоту.
Первой пришла Каркуша.
- Здравствуй, Хрюша! С днем рождения тебя!
-Здравствуй, Каркуша! Я так рад тебя видеть!
- Хрюша, прими мой подарок – это будильник. Он поможет тебе никуда не опаздывать.
Хрюша на минутку задумался, ведь у него уже был один будильник.
- Спасибо, Каркуша! Он мне очень пригодится. По старому будильнику я буду вставать утром, а этот будет мне напоминать, что пора идти в детский сад. И тогда я точно никуда не опоздаю
Затем позвонили Филя и Степашка.
- Здравствуй, Хрюша, С днем рождения тебя! Ура!
- Ура! – крикнул в ответ поросенок. – Как здорово, что вы пришли, а то я уже начал немножко скучать без вас.
Степашка – Я принес тебе витаминный подарок – корзинку с морковкой.
- Замечательный подарок. Я очень хочу быть сильным и здоровым, и теперь каждый день с удовольствием буду есть твою морковку.
Я тоже принес тебе подарок, - сказал Филя. – Это книга сказок и конфеты.
- Большое спасибо, я так люблю сказки. А конфеты я поставлю на стол, чтобы всем было вкусно и сладко. Я приглашаю всех за стол. А когда мы съедим этот замечательный торт, то обязательно поиграем, потанцуем и споем наши любимые песни.
Вот так Хрюша встретил своих друзей. И я думаю, что у них было прекрасное настроение. По вашим лицам я вижу, что у вас тоже настроение замечательное, потому что именно вы помогли Хрюше и его друзьям.
Литература
1. «Расти счастливым» - Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста. Барнаул, АКИПКРО,2003
2. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» В. Зедгенидзе. «Айрис-дидактика», Москва 2006
3. «Психогимнастика в детском саду» Е. Алябьева. ТЦ «Сфера»,Москва, 2005
4. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников» М. Вайнер.
«Педагогическое общество России», Москва, 2005