Людмила Машихина
Хороводные игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:
Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
Публикация «Хороводные игры в детском саду» размещена в разделах
Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее.
Хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, стремительного бега.
Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Данная разновидность игр удовлетворяет много важных потребностей детей. В частности, потребность в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций. Также дети учатся согласованным и слаженным совместным действиям.
Хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Эти игры дают детям возможность проявлять свои лучшие качества: благородство, доброту, самопожертвование и взаимовыручку. Используя в играх народный фольклор, можно легко познакомить детей с древними обычаями и традициями.
Тексты игр необязательно специально заучивать, они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Участники хоровода держатся за руки, иногда за пояс, платок или венок. Иногда игроки движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал.
Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества.
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки. Хороводных игр огромное количество. Они, наверно, знакомы педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой компанией.
В хороводе важна роль ведущего (родителя, педагога, который является образцом для подражания. Взрослый берет на себя большую долю ответственности за создание хороводных фигур.
В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять участие в совместной игровой деятельности.
Педагоги хорошо знают, что хороводы - очень эффективное средство обучения и воспитания. Народные хороводы "Березонька", "У калинушки", "Заинька, выходи", "Как у наших у ворот", "Плетень" включены в программы развития детей.
Хороводы могут стать составной частью радостной повседневной жизни детей в детском саду и дома. В детском саду хороводы начинают осваивать рано. Уже в первой младшей группе, в возрасте 2 лет дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону. Для детей этого возраста подходит хороводная игра "Раздувайся, пузырь". Во второй младшей группе (дети 3-4 лет) работа над хороводами продолжается. Как и в младшей группе, поют хороводную песню, прежде всего, взрослые (родители, воспитатели, музыкальный руководитель). Дети концентрируют свое внимание на выполнении движений: ходьба по кругу, в круг, движения по тексту хоровода. Постепенно они начинают подпевать. Для освоения хоровода им желательно заниматься не менее одного раза в день до тех пор, пока он не усвоен. В зависимости от способностей и желания детей работа может занять и месяц, и два. Воспитатель может организовать хороводную игру на прогулке, во время физкультурных занятий и в другое удобное время. Главное, чтобы детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод, делали это не из-под палки. Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия. Систематические занятия хороводами приводят к тому, что в средней группе (4-5 лет) дети начинают свободно ходить хороводным шагом с пением под музыку, и делают это с большим удовольствием. В таком возрасте детям по силам выучить не только движения, но и текст. В летнее время хороводные игры можно проводить на улице, поскольку большую часть времени дети находятся на свежем воздухе, хоровод можно разучивать и в первой, и во второй половине дня. Очень результативной и интересной для детей формой разучивания хороводов является игра "Мы к вам в гости пришли". Старшие дети приходят к маленьким "в гости". Взрослые предлагают старшим детям разучить (или повторить) с малышами хороводы, которые те уже знают.
Опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3 лет с успехом разучивают один хоровод, дети 3-4 лет - два хоровода, дети 4-5 лет - 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10 хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям, они с удовольствием играют в хороводы, которые разучивали, когда были еще маленькими.
Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.
КАРТОТЕКА ХОРОВОДНЫХ ИГР.
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ:
Эти игры помогут малышам научиться выполнять простейшие движения, развивать координацию движений как всего тела, так и крохотных пальчиков.
«Зайка»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так, вот так-так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, вот так-так
Надо лапочки погреть…
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так вот так-так
Надо зайке поскакать.
Мишка зайку испугал
Зайка … прыг и ускакал.
Воспитатель или ребенок, переодетый в «Мишку» догоняет детей.
«Пузырь»
Дети берутся за руки и образуют кружок. Вместе произносят слова:
«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Он летел, летел, летел
Да за веточку задел.
Ручкой хлоп-хлоп-хлоп,
Ножкой топ-топ-топ,
А пальчиками чик-чик-чик,
А головкой тик-тик-тик.
Раз сюда, два сюда,
Повернись вокруг себя.
Пузырь лопнул! Воздух вышел!
Дети отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» или произнося при этом звук «ш-ш-ш» - как будто выходит воздух.
«Каравай»
Как на … именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай…
- Я люблю конечно всех.
А вот …. – больше всех!
«Карусель»
Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите!
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра!»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСТАРШЕ:
«Мышеловка»
Дети стоят по кругу, держась за руки поднятые вверх как воротца, приговаривают, а дети-мышки бегают в круг и из круга:
Ах как мыши надоели.
Всё погрызли, всё поели,
Берегитесь же плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Как поставим мышеловки –
Переловим всех за раз!
Мышеловка закрывается. Кто остался в центре – того поймали.
«Колпачок»
Дети идут по кругу, внутри круга водящий сидит на корточках.
Колпачок, Колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
Подходят к Колпачку и поднимают его на ноги:
На ноги поставили.
Танцевать заставили.
Колпачок танцует, а дети приговаривают и хлопают в ладоши:
Танцуй, танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Ребёнок крутится вокруг своей оси с вытянутой вперё д рукой и закрытыми глазами:
Я люблю, конечно, всех,
Но вот эту больше всех.
На кого указал Колпачок, тот становится ведущим.