Эльвира Муратова
Гражданское воспитание личности в условиях поликультурного общества
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданское воспитание личности в условиях поликультурного общества
Музыкальные руковидители:
Муратова Эльвира Юсуфовна, Мустафаева Гульнара Асановна.
Фольклор является составной частью музыкальной деятельности дошкольников. Основой сценариев праздничных утренников, музыкальных развлечений, интегрированных занятий народные сказки, песни, танцы, игры.
Публикация «Гражданское воспитание личности в условиях поликультурного общества» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
На базе нашего дошкольного учреждения №105 проводится педагогическая студия для методистов города Симферополя. В прошлый учебный 2013-2014 год главной темой студии было «Гражданское воспитание личности в условиях поликультурного общества», т. е. воспитание детей в системе национально-моральных ценностей народов проживающих в Крыму: русского, крымскотатарского, украинского, формирование толерантности, чувства уважения к народным традициям.
Крымскотатарский фольклор был представлен в театрализованной деятельности. В основу музыкального развлечения легла крымскотатарская легенда «Арзы къыз». В театрализацию легенды были вкраплены сведения по народоведению: праздник сбора урожая, благословление жениха и невесты перед свадьбой, танцы свадебного обряда. Дети были не только зрителями театрализованной деятельности, но и активными участниками представления: в сцене прощания Арзы с подружками, в сцене празднования свадьбы, в сцене погони за злодеем. Воспитатель группы, владея навыками танцевального сценического мастерства исполнила главную роль. Главную мужскую роль в постановке исполнил родитель, чем вызвал восторг и восхищение у детей. Трагическая развязка легенды нами была трансформирована, и получила счастливый конец.
Приобщение детей к национальным традициям русского народа было представлено в музыкальном развлечении «Зимние посиделки». Песенное, танцевальное, игровое разнообразие русского народного творчества было раскрыто в разных видах музыкальной деятельности. Радостным, задорным настроением, юмором и весельем было проникнуто все действо.
Использовались методы создания специальных эстетических ситуаций или ситуации «погружения» в среду фольклорно-эстетических ценностей. Процесс «погружения» происходит за счет обогащения фольклорными предметами. Ярко это проявляется в образовательной деятельности интегративного характера. Музыкальный зал оформляется в стиле русской старинной избы, где представлены традиционные атрибуты деревенской жизни: вышитые орнаментом полотенца, прялка, на сундуке - элементы национального костюма. Звучание русских народных мелодий, исполнение хоровода в национальных костюмах, драматизация - позволяют создать неповторимую атмосферу, почувствовать особенности русского фольклора. Использование речевых игр наполнило праздник особым колоритом.
Если в «Зимних посиделках» фольклор являлся основой музыкального развлечения, то в литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летию украинского поэта Тараса Шевченко, фольклор являлся только одним из элементов, наряду с поэзией, живописью, музыкальной деятельностью, использованием информационно-компьютерных технологий. Целью этого мероприятия было познакомить дошкольников с жизнью, поэтическим и живописным творчеством поэта. Использование компьютерных технологий было одним из средств технического обучения детей:
- оно позволило ярче представить живописные картины художника.
-воссоздать природу и ландшафты сельской жизни
-обогатить слуховое восприятие видеоматериалом.
Использование украинского фольклора дополнило и ярче раскрыло эмоционально-художественные образы творчества Т. Шевченко.
-демонстрация видеофильмов на мультимедийной установке
- слушание колыбельной «Ой, ходит сон» на фоне видеоряда;
- звучание украинских народных мелодий в исполнении народных инструментов: кобзы, цимбалы, сопелки;
- инсценировка песни «Садок вишневый коло хаты»;
-исполнение танцев в народных костюмах;
-чтение стихотворений поэта;
Сочетание современных компьютерных технологий с традиционными средствами обучения и воспитания является особенностью этого мероприятия.
Предложенные педагогические методы и формы организации музыкальной деятельности дошкольников на фольклорной основе, эффективно решают задачи художественно-эстетического развития. Это проявляется в развитии способностей к творчеству, в расширении кругозора, в развитии творческих способностей, в понимании духа национальной культуры.