Галина Манухина
Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС посредством проектной деятельности»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитывать эту любовь?»
Д. С. Лихачёв.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
ФГОС определяет ряд требований к образовательной программе дошкольного образования. Одно из них, содержание программы должно формировать знания о малой родине и Отечестве. Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы. В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, свой город; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуважением. В молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, и в большинстве случаев вызывают лишь раздражение.
У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей города в период ВОВ определили проблемное поле.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать
естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект, например: «Эхо военных лет города Орла» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории освобождения родного города от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова : на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории города во время Великой Отечественной войны.
Основная цель проекта : воспитание у детей гражданско-патриотических чувств, уважения к прошлому города, к его военной истории.
Задачи для воспитанников :
формирование у детей представлений о Родине, военных событиях освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков, о подвиге воинов-героев, посредством организации разных видов детской деятельности;
создание условий для обеспечения качественной реализации системы мероприятий по воспитанию у дошкольников гражданско-патриотических чувств;
развитие познавательно-речевых способностей у детей, активное их включение в творческо-поисковую деятельность;
формирование социальных навыков и норм поведения, осознанного отношения к войне как негативному явлению и уважения к представителям военных профессий.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует детям воспринимать сердцем и запоминать надолго яркие моменты и впечатления об истории своего города, о Родине, зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования : приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.