Елена Лошкомоева
«Грани таланта». Приобщение детей к музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная импровизация начинается с внутреннего ощущения человеком самой возможности сказать звуками: «Это – Я». Импровизирующий находит отправную точку не вне себя, а в себе, в своем собственном состоянии. Импровизация связана не с прошлым опытом, а с текущим моментом, с сиюминутным психическим состоянием человека. Суть методологического подхода к детским импровизациям точнее всего выражают побуждающие слова: «Сыграй или спой, как Ты хочешь».
Публикация «„Грани таланта“, Приобщение детей к музыкальной деятельности» размещена в разделах
Очень точный совет для педагогов дает Я. Морено: «Нельзя позволить повиснуть паузе между предложением и созиданием; ученик должен погрузиться в него до того, как вмешается состояние застенчивости". Это важнейшая задача педагога – не дать ребенку испытать чувство неловкости от того, что он «не знает, или не может, или не успел». Такие эмоции детей являются результатом неумения педагога поддерживать процесс детского творчества психологически.
Важно не на словах, а реально и практически исходить из мысли, что ценность музыкального сочинительства и импровизации не столько в творческой продукции, сколько в самом процессе овладения устной музыкальной речью через посредство импровизации и игры. Более того, можно с большой долей уверенности сказать, что в этой деятельности результат имеет меньшее значение, чем процесс игры и импровизации.
Более значимым для детской творческой деятельности в звуках становится не художественный результат, а сам творческий процесс и сопровождающие его психические состояния: радость, ощущение внутренней гармонии, спонтанности, искренности, удовольствия – как самоценные феномены. Важно «разрешать и допускать» проявление детского творчества на музыкальных занятиях в их полном естестве и спонтанности.
Пробужденная однажды сила детской фантазии приведет к пониманию, что есть высокая целесообразность в том, чтобы дать детям достаточную свободу и, возможно, учиться у них быть раскрепощенным и экспрессивным. Когда речь идет о детских музыкальных импровизациях, можно говорить не о некоем продукте творчества детей, а лишь о начальных проявлениях их индивидуальности, которые оценить вообще невозможно. Дети творят свою музыку на том уровне выразительности, который можно назвать первично универсальным, открывая для себя известные элементарные интонации. Мы не можем и не имеем права ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на музыкальные шедевры или импровизацию взрослых музыкантов. Дети на ксилофонах будут играть вне лада, а на шумовых инструментах – вне регулярного метра и ритма.
Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенно притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Но в первую очередь инструмент – это «орудие» музыканта, с помощью которого он реализует свою вдохновенную деятельность. Объяснение эффективности орфовской педагогики здесь просто и понятно: для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент. Поэтому в своей практике я стараюсь использовать музыкальные инструменты не только на занятиях со всей группой, но и на индивидуальных занятиях. Это позволяет ребенку раскрепоститься.
Давая положительную оценку творчества, можно наблюдать, как ребенок раскрывается, проявляет свои чувства к происходящему. Мотивируя ребенка, как при выборе музыкального инструмента, так и музыкального произведения, тем самым можно дать положительный импульс индивидуального развития. Существует понятие секвенирование (прочтение) генома. Геном – совокупность наследственного материала, заключенного в клетке организма. То есть в человеке заложена масса информации, которую несет в себе генный материал – это огромный заложенный ресурс. Значит, каждый ребенок настолько уникален и наша работа должна быть направлена на раскрытие потенциала посредством самовыражения, то есть творчества. Поэтому в своей практике я использую ритмические игры: «Музыкальное приветствие» (свободная импровизация, «Бусинки», (ритмическая игра на сохранение темпа и ритма, «Карусель» (ритмическая игра на ускорение и замедление темпа, «Ветерок-ветер-ветрище» (игра с динамикой, «Замри и отомри», «Звук и тишина» (игра-импровизация, «Первая симфония».
Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать? Придумывать музыкальную сказку? Озвучивать стихи? Все это вызывает у детей азарт и восторг, дает эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе. Дети не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы приобрести определенный опыт в музыке, нужно в ней «пребывать» – играть на инструментах, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Исходя из этого, в своей работе я руководствуюсь интересами детей, стремясь услышать в их фантазиях голос самой природы.
Импровизация обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Она способна оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально- творческой деятельности. А именно: спонтанность, экспрессивность, гибкая и тонкая эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать проблемы и задачи творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Дайте в руки детям музыкальные инструменты! Объяснение эффективности орфовской педагогики просто и понятно: для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент!