Оксана Климова
Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Обычно, когда говорят о готовности к обучению к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.
Физиологическая готовность обучения ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школе проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличие высокого уровня развития умственных способностей, как правило испытывают трудности в обучении.
Публикация «Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе» размещена в разделах
Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.
Критические (переходные)периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличается от стабильных возрастов. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисный период носит бурный, стремительный, «революционный характер».
Негативизм (нежелание сделать что – то только из – за того, что это предложил взрослый (следует различать с непослушанием, мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым, мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослых независимо от их содержания).
Упрямство- ребенок настаивает на чем – либо не потому что ему этого хочется, а потому что он этого потребовал.
Строптивость- (наиболее ярко проявляющийся в период кризиса 3 лет, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни.
Своеволие - проявляющееся в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.
Это основные кризисы, выделяют еще 3 дополнительных кризиса:
Протест – бунт – когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как – будто бы находится в состоянии войны с окружающими. Складывается впечатление, что ребенок специально провоцирует конфликты в семье.
Выводы:
1. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних протекает почти незаметно, а других бурно и очень болезненно.
2. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более «взрослым» и серьезным отношениям с окружающим.
3. Главное в кризисе развитие не его негативный х-р, а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.
4. Проявление кризиса 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - готовность у усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности.
Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения :
• Мотивы учения
Какую работу необходимо проводить?
Экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов о школе, рисование школы. Подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое до конца, учить сравнивать свои работы с образцом и видеть свои ошибки, адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется также в семейном воспитании (работа с родителями). Необходимо у ребенка развивать умение слушать и выполнять задание педагога. Необходимо обращать внимание на то:
- внимательно ли слушает ребенок
- выслушивает ли задание до конца
- старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого
- умеет ли задать вопрос для уточнения
- признает ли авторитет взрослого и положительно ли настроен на взаимодействие с ним.
• Зрительный анализ (образное мышление)
В мыслительной деятельности старших дошкольников представлены три основных вида мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое (понятийное).В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление (т. е. решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий). Далее идет переход от наглядного мышления к понятийному и здесь психологи выделяют образно – схематическое мышление. Какие же игры и упражнения можно использовать? Магический квадрат, Колумбово яйцо, Танграм, головоломки с палочками, рисование по точкам, рисование по клеточкам, дорисовывание незаконченного рисунка, соединение точек прямыми линиями, штриховка элементов картинки.
• Предпосылки логического мышления (уровень обобщений).
Использовать игры «Четвертый лишний», «Классификация геометрических фигур» и т. д. Низкий уровень развития способности к обобщению может служить причиной трудностей в усвоении учебного материала в школе.
• Способность принимать учебную задачу
Показатели готовности к обучению в школе : принятие и понимание ребенком поставленных перед ним задач, ориентация на качество выполнения задания. Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения)
• Графические навыки
Графические навыки - следует помнить, что потребность «писать по – письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма (они больше любят запоминать буквы, овладевают навыком чтения). Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя в начале перед ребенком игровые задачи: «нарисуй узор по клеточкам», «соедини точки и т. д». Для развития мелкой моторики рук используют различные приемы и упражнения. Начиная с 4-5 лет необходимо вводить несложные задания по штриховке (штрихи ровные, прямые, с одинаковым нажимом, не вылезать за контур, лучше цветными карандашами.
На 6 году обучают различным способам штриховки (сверху – вниз – вертикальная; слева – направо – горизонтальная,; сверху – вниз – наклонная; клубочками – круговыми движениями; полукругами – чешуя рыбки; крупными петельками).
• Произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого)
Недостаточное развитие этого учебного качества затрудняет процесс усвоения знаний и формирование учебной деятельности. Эти учащиеся неорганизованные, невнимательны, неусидчивы, плохо понимают объяснение учителя, допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не видят их, постоянно забывают дома учебные принадлежности и т. д. Игры и упражнения которые можно использовать для развития этого качества: выполнение заданий по словесной инструкции взрослого (необходимо выслушать задание и выполнить его, Графические диктанты «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», «Подбери варежки» (подбор по нескольким признакам по инструкции педагога».
• Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)
1. Стимулирующая – активизация собственных сил ребенка (подумай, посмотри внимательно)
2. Эмоционально – регулирующая – положительная и отрицательная оценка деятельности «Молодец, очень хорошо, Ты не подумал, неверно.
3. Направляющая – постановка цели, повторение инструкции «Вспомни что надо сделать»
4. Организующая – контроль действий ребенка (чем отличается? Как назвать одним словом)
5. Обучающая – объяснение способа выполнения задания.