Наталья Глазырина
Консультация «Готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Тесное взаимодействие детского сада и родителей в совместном воспитании и обучении детей.
Задачи:
- Оценить родителями степень готовности детьми к школе;
-заинтересовать родителей в важности заниматься с детьми.
1СЛАЙД.
Воспитатель: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас
поздравить, уважаемые родители, с переходом в подготовительную к школе группу.
Публикация «Консультация „Готовность детей к школе“» размещена в разделах
Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в
первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это
сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
2 СЛАЙД. Тема. «Готовность детей к школе».
3. СЛАЙД. для начала я хочу поблагодарить родителей за помощь.
4. СЛАЙД. 1. Упражнение "Имена" Цель: Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной Атмосферы.
Содержание: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого
она в руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну: "Меня зовут Наталья Сергеевна. Тот, кто принимает игрушку, должен произнести: "Меня зовут Ф. И, а я…"
Воспитатель: Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё немного поиграть и
сплотить наш коллектив.
2. Упражнение «Спичка». Цель: Сплочение коллектива
Содержание:
Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички, которые
можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша,
не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся команда возвращается к
старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички,
решать вам. Главное условие – держать одним пальцем. Молодцы, садитесь на свои
места.
Ответьте на вопросы:
- Легко ли было выполнить это упражнение?
- Что мешало дойти до финиша?
Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.
3. Упражнение "Парад мнений"
Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы
Содержание:
Ведущий задает вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к
школьному обучению?" (высказывания родителей записываются на доску)
Примерные ответы:
Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что
Ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в
общий режим работы;
Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет
задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
Ребенок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и решениям,
имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
5 СЛАЙД. ОБРАЗОВАТЕЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
С. С 6. СЛАЙД Возрастные особенности:
Вашему ребенку исполнилось 6 лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Ребенок готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, развивались.
В 6 лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.
У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку.
Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер). К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.
6-7 лет пик творческого развития ребенка Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В 6 лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе.
Н. С Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:
-интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес
К 6– 7-и годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
-название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
-времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Мотивационная готовность…
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
- способностей ставить перед собой цель,
-принять решение о начале деятельности,
- наметить план действий,
- выполнить его, проявив определенные усилия,
- оценить результат своей деятельности,
- а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».
Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
Коммуникативная готовность. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
7,8, 9,10,11, 12. Показ презентации по пяти направлениям образовательной деятельности, как ориентиры для подготовки детей к школе.
– 5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.
С. С 13 СЛАЙД.
Выступление воспитателя: Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность.
Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений,
сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к
управлению своим поведением, большей работоспособности. Родителям
необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и
психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в
основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не
совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать.
Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет
долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать
требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают:
«Как же так!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут
вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в
школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая
сторона готовности к школе – психологическая.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:
1. физическая готовность.
2. интеллектуальная готовность.
3. социально-личностная.
4. мотивационная.
Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных
систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому
во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и
определяют этот вид готовности. Интеллектуальная готовность включает багаж
знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать,
обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь
достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря,
восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать,
считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать,
ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить
дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социально-личностная готовность.
Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими
людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников.
Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на
протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным
требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более
высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В
психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе : игровой,
познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и
можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое,
интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея
который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной
школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый
социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные
принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что
только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не
имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс
обучения осуществляют, используя игровые формы.
Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На
начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической
регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи,
отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать собой" часто
представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку анатомическая и
функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту
деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.
Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую
двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять
необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы
развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые»
дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это не успевание в учебе
растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей
лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между
тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается
выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих
формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы
предотвратить подобные ситуации, необходимо прогнозирование готовности
ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная совместная работа
педагогов и родителей по формированию у детей готовности к школьному
обучению, которая включает следующие составляющие:
1. Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для
приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на
занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога)
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
Сформированности данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями,
умениями, прилагать для этого достаточные усилия.
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к
сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как
участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать
результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в
условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс
нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в
выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Н. С Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Могу и всегда так поступаю – А; Могу, не всегда так поступаю – Б; Не могу - В
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все
свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты?
5. Всегда удерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
6. Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?
7. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как захочет и не во что не вмешиваться?
8. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
9. Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
ИТОГО:
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» оценивается в 2 очка.
Ответ «В» оценивается в 1 очко.
Результаты теста
«Я и мой ребенок».
От 30 до 39 очков. Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.
От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом в воспитании ребенка.
Менее 16 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Итак, давайте подведем итог:
14 СЛАЙД. ЗАКОН
15 СЛАЙД. Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в
семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный
образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к
школе, вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать
иллюстрированные энциклопедии и т. п., развивать у ребенка уверенность в себе.
16 СЛАЙД. Партнёрские взаимодействия.
17 СЛАЙД. Памятка от детей.
18 СЛАЙД. Приучайте детей к самообслуживанию
19 СЛАЙД. БДД.
«Открытое письмо родителям»
Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка.
Письмо начинается так:
Больше всего в школе мне понравится…
Мне не понравится, если на уроках…
Когда я делаю домашние задания, мои родители…
Я очень хочу, чтобы мои родители…
Я думаю, что в 1-м классе…
Вывод. Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Собственно, о них мы уже говорили сегодня. Но самое главное, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и понимание.
20 СЛАЙД. Заключительная часть.
Воспитатель: В завершение родительского собрания, уважаемые родители, я прошу вас
на большом кленовом листе написать пожелания на этот учебный год. Возможно, вы хотели бы получить какую-то консультацию, у вас есть какие-то вопросы и предложения, что вас интересует и волнует.
Спасибо за внимание.