Дарья Селивановская
Консультация для родителей подготовительных к школе групп «Готовность к школе — что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность к школе.
1 Слайд Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое «готовность к обучению в школе»?
2 Слайд Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.
Публикация «Консультация для родителей подготовительных к школе групп „Готовность к школе — что это?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
3 Слайд Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.
• к началу школьного обучения у ребёнка созревают основные речевые зоны, отвечающие за устную и письменную речь. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. К 7 годам необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух, сформирован грамматический строй речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, образовывать прилагательные от существительных и т. п.
• познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной; Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы. Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку невербальной информации. Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Так, например, в школах с математическим уклоном, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.
• развивается мелкая моторика, которая обеспечивает формирование навыков письма. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм, таких как: правильная поза за столом, осанка и т. п.
4 Слайд Интеллектуальная готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.
Что должно быть сформировано к 6-7 годам:
• Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
• У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
• У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течение 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
• У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
• У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
• У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи, в создании рисунков, лепке и т. д.
• У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа, правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.
5 Слайд Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.
6 Слайд У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.
7 Слайд Однако при всей подвижности эмоций и чувств дети старшего дошкольного возраста уже могут регулировать свое поведение. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.
8 Слайд Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.
Сейчас я вкратце расскажу, на что стоит обратить внимание при подготовке к школе. По результатам диагностики большинство детей из обеих групп готовы и условно готовы к обучению в школе. Эти дети набрали высокие и средние баллы в заданиях и показали высокую интеллектуальную, поведенческую и мотивационную готовность.
Так же есть определённый процент детей условно не готовых к школьному обучению. Такие дети не набрали достаточное количество баллов в заданиях на интеллектуальную готовность, а так же получили высокие корректирующие коэффициенты за отрицательные поведенческие особенности.
9 – 11 Слайд Самыми часто встречающимися ошибками, на которые стоит обратить внимание перед школой были :
1. Неправильное (перевёрнутое, зеркальное) написание цифр и/или некоторых букв;
2. Трудности в подсчёте количества звуков в словах;
Неумение/нежелание рисовать пропорциональный рисунок человека.