Светлана Чугунова
Система работы по формированию у дошкольников основных графомоторных навыков «Готовим руку к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд №1) В настоящее время проблема преемственности дошкольного и начального образования является как никогда актуальной. В век компьютерных технологий у значительного количества детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, графомоторных навыков. Результаты психолого-педагогических исследований готовности будущих первоклассников к обучению в школе показывают, что частой причиной дезадаптации и снижения учебной мотивации в школе является то, что у детей слабо развиты сложно координированные движения ведущей руки и неумение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Публикация «Система работы по формированию у дошкольников основных графомоторных навыков „Готовим руку к письму“» размещена в разделах
Именно поэтому развитием графомоторного навыка у детей (формирования определенного положения и движения ведущей руки, позволяющее ребенку рисовать, раскрашивать, штриховать и в будущем осваивать письмо в школе) необходимо заниматься в детском саду. Хочется заметить: в детском саду мы готовим руку дошкольника к письму, а не обучаем письму.
(Слайд №2) Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. По мере взросления у детей меняется тип удержания письменных принадлежностей, но часто остается неправильным. Ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется и неправильный навык сохраняется на всю жизнь. Естественно, страдает детский почерк, снижается скорость письма, быстро устает рука, формируется неправильная осанка.
(Слайд №3) В таких случаях вспоминается фразеологический оборот. (Значение фразеологического оборота и чтение стихотворения).
(Слайд №4) Работу по подготовке руки к письму мы начинаем с самыми маленькими нашими «цыплятами» (детьми младшего дошкольного возраста) и самый первый важный шаг при этом – формирование умения правильно держать пишущий предмет. С чего начинается эта работа? Конечно, с игры. Ведь игра в детском саду – основная деятельность. Рисуя кусочками восковых мелков (их длина не более 3 см) и трехгранными цветными карандашами, сортируя пинцетом предметы по цвету, раскручивая юлу, играя в дартс и кидая дротики в цель, у ребенка формируется трехпальцевый пинцетный захват, который необходим для правильного удержания ручки (карандаша).
(Слайд №5) Сформировав трехпальцевый пинцетный захват можно использовать один из несложных и наглядных методов обучения удержанию карандаша, который так и называется «Пинцетный метод». Пишущий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.
(Слайд №6) «Спокойной ночи, карандаш (ручка)»[/b]. Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет еще один интересный игровой метод. Малышу рассказываем, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем». Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.
(Слайд №7) Работа по формированию графомоторики у детей младшего и среднего возраста проводится в несколько этапов.
Задания и упражнения, которые используются для развития графомоторики детей младшего и среднего дошкольного возраста:
- рисование в любом виде и раскрашивание;
- работа с графомоторными трафаретами;
- рисование сплошной линии по пунктирам (справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх);
- рисование ломаной и волнистой сплошной линии по пунктирам;
- дорисовывание предмета по пунктирам.
Но иногда детям старшего дошкольного возраста сложно выполнять графические задания из-за недостаточно сформированного навыка. Для таких детей можно использовать следующие приемы для формирования навыка правильного удержания пишущего предмета.
(Слайд №8) «Салфеточный метод». Бумажный аксессуар (салфетку) нужно сложить в 4 раза, после чего прижать его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем. Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики (безымянный и мизинец) теперь не помешают ребенку правильно захватывать пишущий предмет.
(Слайд №9) «С помощью резинки». Прикрепленная к пишущему предмету (ручке, карандашу) канцелярская резинка поможет удерживать его в правильном положении. Метод подходит для детей, у которых ручка или карандаш при письме отклоняется в сторону или вперед, а «не смотрит» в плечо.
(Слайд №10) «С помощью обучающей насадки». Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах можно приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек. В этих устройствах имеются небольшие выемки и углубления. Если насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно. В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка. Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – трехгранные ручки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике.
(Слайд №11) Задания и упражнения, которые используются для развития графомоторики детей старшего дошкольного возраста:
- разные виды штриховки;
- пиксельные наклейки;
- прописи по точкам и цифрам;
- рисование обеими руками;
- графические диктанты.
(Слайд 12) «Почувствуй себя Гарри Поттером».
Исправить уже сформированное неправильное письмо у младших школьников поможет игра «Почувствуй себя Гарри Поттером». Для этого потребуется тушь для письма и перьевая ручка. При неправильном удержании перьевой ручки (неправильном ее наклоне или нажиме) играющий не сможет выполнить ни одно графомоторное упражнение (провести сплошную, волнистую или ломанную линии, написать букву, что позволяет сформировать у ребенка правильный навык удержания пишущего предмета.
Все эти приемы отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью. Система работы по формированию графомоторных навыков имеет положительные результаты и помогает сформировать у учащихся красивый правильный почерк в школе.