Наталья Кузьмина
«Горница». Практико–ориентированный проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям
▼ Скачать + Заказать документы
. Практико–ориентированный проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям
Авторы: Деяк Светлана Николаевна и Кузьмина Наталья Викторовна
Место работы: МБ ДОУ «Детский сад № 101», г. Новокузнецк, Кемеровская область
Должность: воспитатели
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Публикация «„Горница“, Практико–ориентированный проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям» размещена в разделах
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях, помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Инновационная направленность проекта
состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цель:
реализация комплексного подхода к развитию воспитанников и осуществление интеллектуального, духовного, нравственного развития дошкольников посредством ознакомления с историей русского народа, его традициями и обычаями.
Задачи:
Развивать интерес у детей к историческому прошлому русского народа, его традициям и обычаям.
Воспитывать детей в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
Развивать у воспитанников духовность, нравственность, патриотические чувства.
Формировать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм.
Формировать у детей представление о семье и семейных традициях.
Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно, мыслить и фантазировать.
Фуллбокс «ГОРНИЦА» предназначен для формирования у детей первичных представлений о жизни и быте русского человека, укладе семьи и народных традициях. В фуллбоксе представлены предметы народного быта в миниатюре, картотеки хороводных игр, русских народных пословиц. А также, материалы о народном прикладном творчестве, консультации и мастер-классы для родителей и педагогов.
Большое внимание мы уделяем организации и проведению досугов с использование русского фольклора. Аудио приложение содержит: аудио сказки, голоса и пение птиц.
Кроме того, фуллбокс является сценической площадкой для настольного театра. Разыгрывая русские народные сказки, у воспитанников развивается речь, воображение и эмоциональная сфера.
Занятия по продуктивной деятельности нацелены на закрепление у дошкольников знаний о народных прикладных искусствах, и развитие умений работать в определенной художественной технике, как самостоятельно, так и с использование раскрасок.