Лина Протопопова
Глинотерапия в коррекционной работе для детей с нарушением речи (ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Протопопова Акулина Васильевна,
Учитель – логопед МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Сулусчаан» с. Намцы Намского улуса Республики Саха (Якутия).
Искусство, по словам Л. С. Выготского, является «способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни».
Аннотация. В статье рассматривается роль и специфика использования глинотерапии в коррекционной работе для детей с нарушением речи. Также предоставлена примерная рабочая программа гончарной мастерской, которая могут быть использованы не только учителями-логопедами, но и другими педагогами и родителями дошкольников с нарушением речи.
Публикация «Глинотерапия в коррекционной работе для детей с нарушением речи (ТНР)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Ключевые слова: глинотерапия, арт-терапия, лепка, художественный вкус, снятие тревожности, снятия мышечных зажимов, эмоциональная разрядка.
В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья. С конца XX века частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в два раза и составляет 9%. При сохранении этой тенденции прогноз будущего для населения нашей страны крайне пессимистичен. Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Особую категорию составляют дети с нарушениями речи и с ментальными нарушениями. Отличительная особенность таких детей заключается в том, что они повсюду испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми в общении, социальной адаптации и требуют специальной поддержки.
Для успешного вхождения таких детей в общество необходима социальнопсихологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности. И одним из адаптирующим моментом может стать творческая деятельность с помощью арт- терапии.
Глинотерапия - уникальная техника арт-терапии, основанная на применении глины - природного материла, как инструмента, помогающего понять и проработать актуальную проблему человека. Для детей, особенно с ментальными нарушениями, любые упражнения с глиной очень полезны и терапевтичны. Глина способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, позволяет развивать навыки самоконтроля, актуализировать творческую активность, способствует личностному росту и общему интеллектуальному развитию. Целительный эффект наблюдается и в физическом состоянии: развивается моторика, улучшается степень плавности и координации движений.
Лепка из глины для детей с ТНР – хороший способ отдыха, развития мелкой моторики, а также оздоравливание как физических, так и психических недугов.
Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования глины.
Программа коррекционной работы гончарной мастерской
«Аптаах туой»
На базе МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Сулусчаан» с. Намцы с 2021 года января месяца функционирует гончарная мастерская «Аптаах туой» с детьми дошкольного возраста и с детьми ОВЗ. Этот вид коррекционной работы творческой деятельности, позволяющий педагогу наблюдать за ребёнком, помогает понять его душевное состояние и, нередко, оказать помощь. В процессе лепки дети выражают свои чувства, мысли, восприятие окружающего мира. Мы обратила внимание, что детские работы похожи на них самих внешне и очень ярко передают их настроение, неосознанно ребенок отражает в своей работе или в своих действиях с глиной свой внутренний мир.
Индивидуальные занятия с детьми проводятся по составленной мною примерной рабочей программе гончарная мастерская «Аптаах туой».
Цель: развитие у детей творческих способностей, формирование художественного вкуса, создание условий для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, эмоциональной разрядки.
Задачи:
• способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
• развивать творческое воображение, фантазию;
• развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
• помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;
• развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;
• способствовать становлению произвольной регуляции поведения.
Занятия проводятся один - два раза в неделю, продолжительность 20-25 мин.
График работы гончарной мастерской
Дни недели Группа
Понедельник Оотой-тоотой
Вторник Ымыычаан
Среда Урдэл
Четверг Родничок
Пятница Мичээр
В занятие включены помимо работы с глиной
-двигательная физкультминутка
-пальчиковые игры
- элементы музыкотерапии
В тематическом плане программы предусмотрено 30 занятий, но в индивидуальной программе берутся не все занятия, а выборочно только те, которые актуальны для ребенка и соответствуют его уровню развития (диагноза) и доступности. А в частности Э. Крамер, одна из основоположниц арт-терапии, выделяет пять способов обращения с изобразительными материалами:
1) «предварительная» изодеятельность — создание каракулей, размазывание глины, исследование ее физических свойств;
2) хаотическое выражение чувств — размазывание, шлепки, отщипывание, царапанье по глине и др;
3) стереотипии — копирование, создание простейших стереотипных форм шара, жгутиков;
4) создание пиктограм, различных форм, выступающих инструментом визуальной коммуникации, дополняющих или замещающих слова;
5) оформленная экспрессия — символические образы, обеспечивающие успешное самовыражение и коммуникацию.
Принципы реализации программы.
-Принцип сотрудничества или свобода участия. Гончарное дело - увлекательный и интересный процесс, однако дети с какими-либо проблемами не всегда идут на сотрудничество со взрослыми и со сверстниками, поэтому, если ребенок не хочет участвовать, не стоит настаивать. Ему можно предложить просто присутствовать и присоединиться, когда он этого захочет.
-Принцип доверия, поддержки и принятия позволяет ребенку повысить свою самооценку, активность, даёт возможность действовать ему в соответствии с собственными интересами и возможностями и развить способность к самопознанию.
-Принцип безоценочного принятия всего того, что сотворил ребенок в процессе.
Соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному». Освоивший технологию изготовления простых изделий ребёнок может продолжить дальнейшее обучение изготовлению более сложным изделиям.
Формы работы
- индивидуальные занятия;
- подгрупповые занятия;
- групповые занятия
- мастер-классы.
Методы работы :
- наглядный (с использованием показа, наглядных пособий, зрительных ориентиров);
- словесный (объяснение, беседа, описание, рассказ, вопросы, ответы);
- практический (практическое выполнение заданий);
- игровые методы;
- экскурсия.
Этапы и сроки реализации программы
1. Организационный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Механизм реализации программы
Этап Содержание деятельности Задачи
организационный этап Формирование целевой
группы Выявление личностных особенностей детей, определение уровня развития творческих способностей
Методы и приемы:
• анализ медицинских документов
• наблюдение
• диагностика
• беседа
Результат:
* заполнение и анализ анкет, диагностических карт
составление индивидуального плана работы, определение ожидаемых результатов
Основной этап Коррекционно-развивающие мероприятия Социально - психологические
- установление контакта с
детьми;
- обеспечение психологической
комфортности.
Социально - педагогические
- развитие навыков работы с глиной;
- обучение гончарному ремеслу;
- повышение компетентности родителей по творческой работе.
Социокультурные
— организация выставок;
— участие в творческих конкурсах различного уровня
Методы и приемы:
- интегрированные занятия с психологом
- творческие мастерские
- выставки
- мастер-классы
- конкурсы
Результат:
- гармонизация эмоционального состояния детей (повышение уверенности в себе, снятие тревоги, произвольный контроль);
-формирование культурно-прикладных навыков и интересов (расширение художественно-эстетического кругозора);
-активизация потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчестве;
-повышение педагогической компетентности родителей
Итоговый этап Обобщение опыта работы, проведение экспертизы
эффективности реализации программы Определение эффективности проведенных мероприятий
Методы и приемы:
- диагностика
- анкетирование родителей
Результат:
-положительная динамика развития творческих способностей;
-положительные отзывы родителей
Материально-техническое обеспечение
1. Глина (основной материал).
2. Инструменты для обработки глиняных изделий.
3. Гончарный круг.
4. Печь для обжига.
5. Клеенка для столов.
Материалы, использующиеся при реализации данной программы:
- Краски - гуашь, акварель. Краски больше, чем другие материалы позволяют выражать эмоции, настроения, образы.
- Кисточки. Желательно, чтобы кисточки были разных размеров. Ребенок по возможности должен выбирать инструмент выражения своих эмоций или задуманного изображения.
- Карандаши, фломастеры, масляные мелки и т. д.
Другие материалы. Сыпучка (песок, крупа, кофе, платки, кусочки ткани различных цветов и разные по фактуре, украшения, камни, мишура, готовые глазки, звездочки, буковки и все, что подскажет вам ваша фантазия.
Примерное тематическое планирование.
Сентябрь. Цикл занятий «Знакомство с глиной, как материалом» : «Слепи, что хочешь», «Роспись поделок тычками». Задачи:
1. Вызвать интерес к лепке из глины.
2. Исследовать глину как материал.
3. Учить расписывать поделки из глины.
Октябрь. Цикл занятий «Овощи и фрукты» : «Овощи», «Фрукты», «Корзина с грибами» (совместная детей и воспитателя). Задачи:
1. Учить лепить объемные фигуры.
2. Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
3. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.
4. Закреплять знания фруктов и овощей.
Ноябрь. Цикл занятий «Насекомые» : «Гусеница», «Божья коровка», «Пчелка», «Бабочка».
Задачи:
1. Продолжать учить создавать объемные фигуры из глины.
2. Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски.
3. Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусинки, зубочистки, кусочки ткани на проволоке).
4. Воспитывать интерес к живой природе.
5. Развивать способности к формообразованию.
Декабрь.
Цикл занятий «Готовимся к Новому году» : «Снеговик», «Новогодние игрушки», «Елочка», «Роспись поделок».
Задачи:
1. Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.
2. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора стекой, штампирование (печатание) декора колпачками фломастеров.
3. Развивать чувство формы, пропорций.
4. Воспитывать аккуратность.
Январь.
Цикл занятий «Животные нашего края» : «Ежик», «Мышь», «Зайчик», «Роспись поделок».
Задачи:
1. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.
2. Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
3. Воспитывать уважительное отношение к животным.
Февраль.
Цикл занятий «Мы играем» : «Овощи и фрукты для игры в «Магазин»», «Хлебобулочные изделия для игры в «Магазин»», «Мебель для Барби», «Роспись поделок».
Задачи:
1. Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.
2. Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно – ролевых игр и пальчикового театра.
3. Развивать наблюдательность.
4. Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.
Март.
1-я неделя «Цветы для мамы»
Задачи:
1. Продолжать учить планировать свою работу : задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.
2. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
3. Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.
2-4 неделя «Лепим посуду»
Задачи:
1. Знакомить детей с основными видами посуды.
2. Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания.
3. Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.
4. Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.
Апрель.
Цикл занятий «Рассказ о дымковских игрушках» : просмотр иллюстраций, игрушек, элементов росписи. Лепка «Птица - крылатка», «Роспись поделок».
Задачи:
1. Учить детей лепить дымковские игрушки.
2. Узнавать их среди других игрушек.
3. Развивать технические умения и навыки.
4. Воспитывать аккуратность.
Май. Цикл занятий «Лепка декоративных плиток» : «Весенняя лужайка», «Кулон для мамы», «Роспись барельефа».
Задачи:
1. Учить детей лепить да декоративной пластине.
2. Работать со стекой, использовать перчатки.
3. Расписывать барельеф.
Данная тематическое планирование примерная и рассчитано на детей с нарушением речи, то есть упрощенная.
Занятия глинотерапией с детьми кружка.
Занятия начинаются с подготовки глины к работе. А для этого необходимо сначала разбить до состояния мелких камушков крупные куски глины, потом их просушить. Потом глина замачивается водой, вымешивается, скатывается в шарики, удобные для хранения и предстоящей работы.
Дети участвуют во всех этапах подготовки глины к работе. Очень важен процесс вымешивания глины. Доказано, что взаимодействие с этим материалом и водой снимает напряжение. Ребенку говорится, что очень важно для успешной работы хорошо вымесить глину, чтобы не осталось комочков и воздуха.
Обычно для этого приглашаются наиболее импульсивные, гиперактивные ребята. Это помогает им еще проявить и качество коллективизма, так как идет подготовка глины к работе всего коллектива.
В основном проводятся индивидуальные занятия. Ребенок выбирает, что он будет лепить из глины. В дальнейшем каждый занимается своей работой.
Первое занятие – это, как правило, знакомство с материалом. На нем не показываются приемы работы с глиной, а ребенок вынужден сам найти, догадаться или изобрести свой способ, свой стиль взаимодействия с глиной, почувствовать материал, ощутить его сопротивление или наоборот.
Через несколько занятий детям предлагаются в виде некой подсказки основные приемы, которые облегчают ребенку реализовать свой замысел. Это шнуротехника (лепка из приготовленных «шнурков» или «колбасок», которые определенным образом приготавливаются и соединяются) и пластовая техника (глина раскатывается скалкой и выравнивается, что облегчает выполнение более объемной работы).
Вместе с детьми готовится шликер (объясняется, что это «клей» для глины, показывается и рассказывается, как с ним работать. Для чего нужны стеки, дети, как правило, догадываются сами и пользуются ими. После самостоятельного взаимодействия с глиной дети очень быстро осваивают все подсказки, связанные с техникой исполнения, т. к. они основаны на принципе рациональности, удобства, снимают «сопротивление материала», дают возможность расширить диапазон умений, реализовать творческий замысел более успешно. Одно из любимых занятий –изготовление амулетов, кулонов. В дальнейшем идет очень успешное взаимообучение, взаимообогащение «вприглядку» или с помощью объяснения, показа, научения детьми друг друга, что они с удовольствием делают.
На изготовление одной поделки необходимо несколько занятий, а иногда и неделю. Это дает проявить и даже развить ребенку качество терпения, устойчивость мотивации, повышает самооценку, к завершению работы, закрепляет состояние успешности в преодолении трудностей.
Уделяется внимание обсуждению того, что было трудно, что понравилось в работе, чему она научила тебя, чему ты научился. Ребенок, как правило, гордится своей работой, любит ее, видит в ней творение, что очень важно для процесса арт-терапии. Если ребенок в полной мере реализовал свой замысел, то, как правило, он берется за выполнение следующей работы, которая требует большего мастерства, совершенства. Часто дети сами придумывают технологии. Любые творческие находки детей получают поддержку через слова поощрения, одобрения.
В мастерской устраиваются выставки. Дети с удовольствием рассматривают свои и чужие творения, а когда они готовы, высохли, (а это порой несколько дней, начинается их декорирование. Здесь ребенок выбирает цветовую гамму для своей работы, идет раскраска и обработка лаком.
Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений эмпатии и взаимного принятия, помогает развить чувство внутреннего контроля.
Лепка и декорирование работ :
- предусматривают упорядочение цвета и форм;
-создают возможность для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развивают способность к их восприятию;
-развивают художественные способности, взгляд художника;
-повышают самооценку, создают чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления и проявления скрытых талантов.
Глина выступает как способ постижения своих возможностей, окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций как положительных, так и отрицательных, негативных.
Лепка снимает психическое напряжение, стрессовое состояние, страхи. Глина будет такой, какой пожелает ее сделать сам ребенок (шарик превращается в лепешки, слоненок в жирафа и наоборот). Таким образом, художественное самовыражение так или иначе связано с укреплением психического здоровья ребенка и вполне может рассматриваться как психологический и коррекционный фактор. Работа с глиной полезна не только с точки зрения психоэмоциональной коррекции, мелкой моторики, координации движения, она компенсирует нехватку сенсорного опыта, восполняя сенсорный недостаток.
Результаты работы по программе
1. Снизился уровень тревожности, уменьшилась раздражительность и различные проявления агрессии.
2. Повысилась самооценка и раскрылись творческие потенциалы детей.
3. Дети стали устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.
Апробация программы «Аптаах туой» показала, что уровень тревожности испытуемых стал соответствовать норме, улучшились коммуникативные навыки детей. Методами и средствами оценки результативности программы является проведение повторной диагностики и количественные показатели динамики состояния тревожности. Таким образом, техники глинотерапии играют большую роль в психолого-педагогической коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
В процессе работы глинотерапии, при создании индивидуальных и коллективных работ, во время бесед, подготовки к выставкам дети стали более общительными, доброжелательными, внимательными друг к другу. В результате повысилась самооценка у детей, изменились взаимоотношения в группе сверстников.
Глина выступает как способ постижения своих возможностей, окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций как положительных, так и отрицательных, негативных. Лепка снимает психическое напряжение, стрессовое состояние, страхи. Глина будет такой, какой пожелает ее сделать сам ребенок (шарик превращается в лепешки, слоненок в жирафа и наоборот). Таким образом, художественное самовыражение так или иначе связано с укреплением психического здоровья ребенка и вполне может рассматриваться как психологический и коррекционный фактор. Работа с глиной полезна не только с точки зрения психоэмоциональной коррекции, мелкой моторики, координации движения, она компенсирует нехватку сенсорного опыта, восполняя сенсорный недостаток.
Работа в арт-педагогическом направлении с воспитанниками ТНР показала, что эти занятия:
-вызывают положительные эмоции ребенка,
-помогают преодолеть апатию и безынициативность, подтолкнуть к более активной жизненной позиции;
-пробуждают мотивацию радостно вступить в завтрашний день, чтобы доделать свою работу;
-помогают ребенку реализовать внутренние потенции, а не внешние, как, например, стремление к лидерству;
-помогают в развитии вербального интеллекта;
-снимают барьер, связанный со страхом самовыражения (нарисовать что-нибудь «не то»);
-снимают ориентацию на свою неуспешность.
Занятия совместной творческой деятельностью не только создают благоприятные условия для эмоциональных контактов и дружеских отношений между детьми, они предоставляют возможности для безопасной и эффективной разрядки излишних внутренних напряжений, освобождают, «расковывают» ребенка. Демонстрация достижений каждого ребенка имеет важное социальное значение: поднимает авторитет и самоуважение каждого ребенка –участника работы в мастерской, являясь наглядной демонстрацией его возможностей и способностей. Один из самых ценных моментов заключается в том, что дети получают удовлетворение, испытывают радость от занятия творчеством, повышая свою самооценку.