Надежда Матехина
«Гласные звуки [а], [у], [и]. Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Умение дифференцировать гласные звуки [А], [У], [И], различать буквы.
Задачи:
Образовательные: Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И]. Закреплять умение производить слухо - произносительную дифференциацию звуков [А], [У], [И]. Закрепить графические образы букв А, У, И. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Деревья».
Публикация «„Гласные звуки [а], [у], [и], Деревья“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Гласные звуки
- Деревья и кустарники
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно-развивающие: Развивать навыки диафрагменного дыхания. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале звуков [А], [У], [И]. Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие. Развивать сенсорные и кинестетические ощущения. Развивать тонкие движения пальцев рук.
Воспитательные: Обучить детей приё мам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, умение работать в течение всей деятельности. Совершенствовать навыки самостоятельности, доброжелательных отношений, усидчивости, самоконтроля.
Образовательные области: коммуникация, познание, художественная литература, физическое воспитание.
Оборудование: ПК, презентация Microsoft Office Power Point, символы солнца, тучи и дождя, силуэты солнца и тучи, цветной песок (жёлтый, фиолетовый, на каждого ребёнка, коврики, баночки с гречкой, буквы, мелкие игрушки, тарелки с манкой.
НОД
1. Организационный момент
- Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте покажем им, как мы умеем дружно здороваться.
Я здороваюсь везде: дома и на улице.
Даже, здравствуй, говорю я соседней курице.
Здравствуй, солнце, золотое.
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро.
Здравствуй, день.
Мне здороваться не лень.
2. Релаксация с дыхательной, мимической гимнастикой, цветотерапией, музотерапией.
- Теперь, ребята, посмотрите на меня, послушайте внимательно загадку. Если правильно отгадаете, отгадка покажется на экране.
«Одна нога, много рук» (дерево).
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки.
Сорвали все рубашки. (дерево) СЛАЙД
- Какие деревья вы знаете? (береза, дуб, тополь, рябина и т. д.)
- Давайте представим, что мы с вами деревья, которые растут на поляне в лесу.
Звучит классическая музыка Чайковского.
«Как хорошо в лесу осенью. Воздух чистый, дышится легко.
«Очищающее дыхание» (глубокий вдох, длинный выдох).
Выглянуло солнышко (показываю жёлтое солнце, радуются деревья, улыбаются (мимика радости, тепло им на солнышке. Все деревья потянули к нему свои веточки, Высоко – высоко тянутся деревья. Яркими красками листья сверкают на солнышке (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Солнышко любуется красивыми деревьями : «А – А – А!».
Появилась на небе тучка. Тёмная, хмурая (показываю тучу). Грустно стало деревьям холодно (мимика грусти, тянутся ветками друг к другу (дети руками тянутся друг к другу). «И - И – И!» - говорит тучка, - «И – И – И!».
И тут подул сильный ветер (показываю серый лист бумаги, испугались деревья (мимика испуга). Раскачивает ветер деревья в разные стороны, крепко держатся корнями, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер дует: «У – У- У!».
Но вот вновь появилось солнышко (показываю жёлтое солнце). Деревья обрадовались, стряхнули свои лёгкие веточки, улыбнулись солнцу».
- Молодцы, ребята. Хорошими деревьями вы были.
3. Сообщение цели.
- Когда светило солнце, какой, звук вы слышали? [А].
- Какой звук был, когда дул ветер? [У].
- Какой звук вы слышали, когда появилась тучка? [И].
- Вы, наверное, догадались, с какими звуками мы будем работать?
- Да, сегодня мы будем работать со звуками [А], [У], [И].
4. Характеристика звуков А, У, И.
- Еще одна загадка: Что за девочка такая,
С голубыми волосами
И с огромными глазами. (Мальвина)
СЛАЙД
- Правильно, Мальвина. Как вы, думаете, какой звук произносит Мальвина? [А].
- Давайте и мы произнесём звук [А].
- Как мы произносим этот звук? Правильно, рот мы широко открыт, нет никакой преграды для воздушной струи.
- И звуковичок звука А тут как тут (появляется звуковичок на слайде). Символ звука А круглый, как наш рот.
- Ещё одна загадка: Нос совал, куда хотел,
Карабаса одолел.
Ох, не справится Мальвина
С непослушным. (Буратино)
СЛАЙД
- Какой звук произносит Буратино? (Звук [У]).
- Произнесите звук У. Что стало с нашими губами? (они вытянулись в трубочку и воздушная струя проходит спокойно, не прерываясь).
- Вот и звуковичок звука У. Символ звука У маленький круг.
- И последняя загадка: В Мальвину с давних пор, влюблён,
И ей всем сердцем предан он. (Пьеро)
СЛАЙД
- Правильно, Пьеро. Какой звук произносит Пьеро… ([И]).
- Произносите звук [И]. Хорошо! Посмотрите губы …. улыбаются, зубы…. раздвигаются, за нижние зубы язык опускается. Воздушная струя проходит спокойно.
- Хорошо! Звуковичок звука [И], с символом – вытянутый тонкий, лежащий овал.
СЛАЙД Вывод: - Ребята, звуки [А], [У], [И] какие по характеру? Гласные.
- А почему? Их можно петь, тянуть протяжно, долго.
- Когда мы их произносим, во рту нет никакой преграды для воздуха.
Гласные звуки очень важны,
Они и напевны, и очень нежны.
5. Дидактическое упражнение «Определи звук по символу». СЛАЙДЫ
- А сейчас, игра: На экран посмотри,
Звук по символу определи.
6. Игровое упражнение «Телеграфисты».
- Поиграем в игру «Телеграфисты», будем передавать, и проговаривать звуки в определённом порядке на наших ковриках
АУИ УИА ИУА АИУ ИАУ УАИ.
7. Упражнение «Придумай слова на определённый звук»
- Сейчас придумаем слова - на звук [А].
- Смело говори слова на звук [И].
- А сейчас имею я ввиду слова на звук [У].
8. Упражнения для гимнастики глаз.
- Молодцы, ну а сейчас, проведём гимнастику для глаз.
Зажмурьте сильно глаза, теперь откройте. Ещё раз зажмурьтесь и откройте глаза.
СЛАЙД На нашем экране бабочки будут летать,
А мы за ними глазами наблюдать.
9. Физкультминутка.
- Глазки наши отдохнули,
Ну и нам пора опять
В лесу немного погулять.
Музыка «Прогулка в осеннем лесу»
В лес отправимся гулять,
Свежим воздухом дышать.
Как прекрасен этот лес,
Много разных здесь чудес.
Солнце светит в вышине,
Вот грибок растёт на пне.
Дятел на суку сидит: Д – Д – Д.
Ё жик под кустом шуршит: Ш – Ш - Ш.
А как листики кружат,
Разноцветные летят.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба мы соберём.
Маме осенний букет отнесём.
Кинзиологическое упражнение - «гимнастика мозга»
- Хорошо в лесу, поиграем в игру «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем,
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5.
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова!
10. Закрепление написаний букв А, У, И.
- На письме звук [А] обозначается буквой А.
СЛАЙД Как запомнить букву эту?
А - похожа на ракету!
- Напишите указательным пальцем в тарелках букву А.
Дети прорисовывают букву А в тарелках с манкой.
- Пишем букву сверху вниз – длинная палочка наискосок, ещё одна длинная палочка наискосок в другую сторону, короткая между ними.
- Встряхните тарелочку. Звук [У] на письме обозначается буквой У.
СЛАЙД У – сучок.
В любом лесу,
Ты увидишь букву У
- Напишите пальцем букву У в тарелке с манкой.
- Встряхните тарелочку. Звук [И] на письме обозначается буквой И.
СЛАЙД Сквозь ограду лезет пёс,
Доски все наперекос.
Оторвал одну. Гляди,
Получилась буква И!
11. Игра «Отыщи в крупе букву и назови её» .
- У вас на столе стоят баночки крупой - гречкой - там спрятаны буквы.
- Задание: на ощупь, ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это буква.
12. Чтение гласных.
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Красные, жёлтые листья
По ветру вьются, летят.
СЛАЙД - Упал с клёна лист, какой лист? (кленовый)
- Буквы прыгали, как белки.
И играли все в горелки.
Завертелись, закружились.
И в листочках очутились.
- Что написано на кленовом листе? (АУ)
- На берёзовом? (УА)
- На липовом? (АУИ)
- На дубовом? (ИАУ)
- На каштановом? (УАИ)
- На рябиновом? (ИУА)
13. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Какие это звуки?
14. Оценка работы детей.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо играли со звуками [А], [У], [И]. Старались, отвечали на вопросы, читали.
-А сейчас, я хочу узнать, с каким настроением вы уйдете от меня. Если вам понравилось, то нарисуйте желтым песком солнышко, если нет – фиолетовым песком - тучку.
- Я вижу, вам понравилось. Мне тоже было интересно с вами работать, до новых встреч!