Наталья Аничева
Консультация для родителей «Гимнастика мозга» — ключ к развитию способностей вашего ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика мозга — ключ к развитию способностей вашего ребёнка
«Едва ли 10% людей на земле сбалансированно
используют оба полушария своего головного мозга.
Остальные развивают только левое полушарие и
игнорируют колоссальный творческий потенциал
правого. Хочешь остаться в рядах такого большинства?»
(Мерили Зденека)
Публикация «Консультация для родителей „Гимнастика мозга“ — ключ к развитию способностей вашего ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий-левого и правого, каждое из которых-не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает её в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции-интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.
Левое полушарие.
- отвечает за логическое и аналитическое мышление;
- анализирует факты;
- обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление);
- обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза);
- обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму;
- запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание;
- способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем;
- планирует будущее;
- контролирует движения правой половины тела;
- отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки;
- отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами;
- отвечает за планирование.
Правое полушарие.
- отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки;
- отвечает за интуицию и интуитивную оценку;
- может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации);
- реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа);
- обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах;
- запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое;
- способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. Воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию;
- ориентируется в настоящем;
- контролирует движения левой половины тела;
- отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке;
- отвечает за воображение, фантазии и мечты, художественное творчество и способности к изобразительному искусству;
- отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции.
Когда полушария функционируют правильно и между ними выражается в идеальном партнёрстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис»-движение, «логос»-наука).
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении. Вот несколько упражнений из комплекса:
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
3. Кулак-ребро-ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом-левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.
4. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
5. Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Попробуйте-результаты не заставят себя долго ждать! В результате выполнения этих упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.
И в заключение маленький совет: большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причёсываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизируют новые участки мозга.