Алёна Морозова
Формы работы по формированию у детей безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Формы работы по формированию у детей безопасного поведения.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Публикация «Формы работы по формированию у детей безопасного поведения» размещена в разделах
Анализируя программные задачи образовательной области «Безопасность», раздел «Безопасность на дорогах» следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий жизни.
Группа раннего возраста(2-3 лет) стоят задачи:
Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта.
Вторая младшая группа (3-4 года) :
Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о работе водителя и безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу держась за руку взрослого)
Средняя группа(4-5 лет) :
Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видам городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения (Скорая помощь, пожарная, мчс, полиция, трамвай, троллейбус, автобус)Знакомство со знаками дорожного движения. Формирование культурного поведения в общественном транспорте.
Старшая группа(5-6) :
Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомство с дорожными знаками.
Подготовительная группа (6-7 лет) :
Знакомство с понятиями: «площадь, бульвар, проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Знакомство с пдд, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, недопуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
Работа воспитателя ведётся по областям. В ходе организованной образовательной деятельности по:
- развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель даёт детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин(«Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и пр., просмотр диафильмов, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
- развитию элементарных математических представлений педагог даёт понятие «левая, правая сторона», т. е. ориентирует в окружающем пространстве, привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
- по развитию изо деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение в соотношении частей.
- по трудовому воспитанию дети изготавливают атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев)
- по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта)
- по физическому воспитанию продолжаю развивать координацию движений и ориентировку в пространстве, учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.
- по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука.»
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношения к детским работам, которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.
РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Главная цель работы - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Она реализуется путем комплексного решения поставленных задач:
- обучающие направлены на усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения; формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту, социуме, природе, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам безопасного поведения;
- развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» опасности, но не страха, умения ориентироваться в ситуации.
Я начала свою работу по теме «Безопасность» с оформления папки передвижки «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Цель:
Повышение ответственности родителей за жизнь и здоровье детей.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Таким образом хочется сказать о том, какие формы работы с родителями могут проводиться:
- организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
- ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности)
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.);
- проведение анкетирования, консультаций, семинаров, конкурсов, соревнований, развлечений, выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых;
- инновационные методы работы (воспитатели совместно с родителями разрабатывают проекты по основам безопасности жизнедеятельности : «Мое здоровье», «Безопасность в помещении», «Дорожная грамота», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и др.).
В свою очередь мной было организованно мероприятие
Встреча с инспектором:
- о правилах поведения пешеходов
- о правилах поведения детей в пассажирском транспорте
- о правилах для водителей детского транспорта – велосипеда
«Добавь слово» например:
Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг, не смотри, не жди, не стой, а залей его (водой) и т. д.
«Запрещается-разрешается»
-Идти по тротуару (разрешатся)
-Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом (запрещается)
-Играть в футбол на проезжей части (запрещается) и т. д.
Т. о. закрепляются основные правила безопасного поведения в быту
Различные загадки на тему «Транспорт»
Физкультминутка
свободное общение детей и дорожного инспектора
Что касается образовательной деятельности по формированию безопасного поведения то используются следующие формы работы с детьми :
1. Дидактические игры («Светофор», «Собери дорожные знаки», «Дорожное лото», «Дорожная азбука»)
2. Сюжетно-ролевые игры
Дети закрепляют знаки дорожного движения, правила поведения на дорогах («Автошкола», «Травм пункт», «Я примерный пешеход»)
3. Чтение художественных произведений
4. Беседы на такие темы как: «Опасные предметы вокруг нас», «Машины на нашей улице»,
5. Продуктивная деятельность (Выставка рисунков, раскраски по закреплению правил дорожного движения, лепка машин, светофора, аппликация «Пешеходный переход»)
6. Используя мультимедийное оборудование проводилось знакомство детей с правилами. Просмотр презентации
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал
Ушинский:
«Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».
Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.