Надежда Васильевская
Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Сегоднязздоровьесберегающиеетехнологии,-здоровьесбережение,
ФГОС и другие инновационные понятия стали активно внедряться в научно-
исследовательский оборот при осмыслении проблем образования,
Темочки:
воспитания, медицинского обеспечения детей образовательных учреждений,
в том числе и дошкольных.
Одна из приоритетных задач ФГОС – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Актуально значимым и востребованным сегодня становится
поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в
дошкольном образовании.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет ребёнок проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Формирование здорового образа жизни дошкольников – главная основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном возрасте заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий.
Родители заинтересованы в том, чтобы их дети выросли здоровыми, закаленными, сильными. Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка.
Здоровьесберегающие технологии – это целостная система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса
Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровления детей является необходимым спутником жизни ребёнка. Они обладают воспитательной силой, формируют физические и личностные качества ребёнка. Разработанная система здоровьесберегающих технологий обеспечивает и поддерживает здоровье, начиная с периода раннего детства, позволяет успешно решать задачу формирования собственной философии здоровья.
Значимость разработанной системы состоит еще и в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями определена, экспериментально проведена и подтверждена на практике результативность системы оздоровительных мероприятий, обеспечивающих приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
Цель применения здоровьесберегающих технологий :
Обеспечение дошкольникам возможностей сохранения и укрепления здоровья, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Данную цель реализуем через следующие задачи
Задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников.
4. Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.
На протяжении всего периода нахождения дошкольников в детском саду использую такие здоровьесберегающие технологии :
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
В качестве здоровьесберегающей работы использую разные формы : физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме и их культурного творчества; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Особое внимание я уделяю обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, профилактике их переутомления, применяя на практике различные методы и приемы для создания здоровьесберегающей среды в своей возрастной группе.
Для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников мною применяются следующие технологии :
Динамические паузы проводятся во время НОД в течение 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других гимнастик в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Хотелось бы уделить особое внимание на пальчиковые игры. Дети особенно любят играть в пальчиковые игры, которые мы проводим в парах.
Пальчиковые игры, двигательные игровые упражнения в паре со взрослым, затем со сверстником дает детям положительные эмоции, радость общения, учит совместной деятельности, взаимодействию в паре, налаживанию коммуникативных отношений на уровне соприкосновений, эмоциональных переживаний, визуального контакта развитию вербальных и невербальных средств общения (движений, жестов, мимики). Они учат детей не бояться тактильных прикосновений, визуальных контактов, развивают интонационную выразительность речи, память, внимание, речь, снимают тревожность, повышает настроение, дает уверенность в себе. В игре дети приобретают умение регулировать своё поведение.
Так же в пальчиковые игры включаются элементы других здоровьесберегающих технологий : дыхательная гимнастика, которая способствует укреплению физического здоровья, служит развитию органов дыхания, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Технологию самомассажа и массажа стимулирует у детей обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки (после интерактивных игр просмотра слайдов презентации, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Звуковая гимнастика
Звуковая гимнастика - это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.
Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы дошкольники не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
К технологии обучения здоровому образу жизни, реализуемым мной относятся :
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Среди коррекционных технологий мною широко используются:
Логоритмика - способствует коррекции речевых нарушений, развитию слухового восприятия, фонематического слуха, внимания. Логоритмические упражнения могут проводитсяс предметами (кубиками, деревянными ложками) и без предметов, с использованием музыки и без музыкального сопровождения, группой детей и в парах.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, которые помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Сказкотерапия – проводится 2-4 занятия в месяц со старшего возраста; используется для психологической и развивающей работы.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Включила в свою работу закаливание, которое дает оздоровительный положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни.
1. Солевое закаливание - после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые солевые полотенца и дети проходят по ним.
2. Обтирание мягкой варежкой.
Испoльзование здоровьесберегающих технологий благотворно влияет на снижение показателей заболеваемости, положительную динамику показателей физического развития детей, формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Сформировались навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей
Проводимая мною работа с детьми повышает уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, формирует осознанное отношение к своему здоровью, развивает культурно - гигиенические навыки, способствующие сохранению здоровья, успешно формирует привычки здорового образа жизни.
Список литературы:
1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя д/с., М. : Просвещение, 1996.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989. С. 81.
4. Никитина М. И. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста. СПб, 2006.
5. Общая психология детей / Под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 2006.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : Мозайка-синтез, 2014.
7. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М. : ВЛАДОС, 2002.
8. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.
9. Тарабарина Т. Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.
10. Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.