Айгерим Джуашова
Формирование элементарных математических представлений на основе занимательного материала
▼ Скачать + Заказать документы
]«Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский[/b]
Джуашова Айгерим Кайратовна
Воспитатель КГУ «Санаторный детский сад-ясли №103» акимата города Усть-Каменогорска
Публикация «Формирование элементарных математических представлений на основе занимательного материала» размещена в разделах
Аннотация: в статье представлен опыт работы по формированию у детей элементарных математических представлений на основе занимательного материала. Приведены примеры использования математических игр в повседневной жизни. Работа направлена на развитие у детей логического мышления, памяти и воображения.
Ключевые слова: логическое мышление, игровой мотив, занимательный материал
В современных условиях система образования Республики Казахстан предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Познавательная готовность старшего дошкольника определяется, как целостная система свойств и качеств личности ребенка, которая должна обеспечить успешное освоение будущим школьником учебно-познавательной деятельности [1]. Кроме того, дошкольный возраст является оптимальным для начала целенаправленного обучения математике с учетом формирования логического мышления.
Ежегодная психолого-педагогическая диагностика на момент поступления детей в наше дошкольное учреждение (санаторный детский сад краткосрочного пребывания) свидетельствует о разном уровне развития познавательных процессов у детей с преобладанием среднего и низкого показателя (до 40 - 50 % от общего количества детей). Также опираясь на результаты анализа научной литературы, нормативных документов об образовании, состояние данной проблемы в педагогической теории и практике дошкольного образования, мы выявили следующие противоречия между: усиливающимся интересом государства и общества в подготовке дошкольников к школе и реальными возможностями их удовлетворения сложившейся системой образования.
В ходе проведения организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях детского сад мы пришли к выводу, что применение традиционных методов и приемов не всегда эффективно в учебной деятельности детей. Быстрая утомляемость детей требует снижение нагрузки, более быструю смену видов деятельности, а также более эмоционально насыщенных форм работы. Наибольшую познавательную активность дошкольники проявляют в игровой деятельности, поэтому самые продуктивные занятия те, на которых особая роль отводится игре, в частности дидактическим играм и игровым упражнениям.
Большую роль в выборе темы исследования сыграли и результаты опроса и анкетирования родителей о проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Исходя из полученных данных, были сделаны выводы о необходимости создания системы математических занятий, на которых посредством занимательного материала (блоков Дьенеша, палочек Кюизинера, квадратов Никитина и Воскобовича) воспитатель развивает интерес к математике, а затем и логическое мышление.
Изучив методическую литературу, познакомившись с различными инновационными подходами по формированию элементарных математических представлений, мною была определена поисковая тема «Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников на основе занимательного материала».
Цель: составить систему использования современных развивающих игровых упражнений в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования : педагогические условия формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе занимательного игрового материала.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические психолого-педагогические аспекты, методическую литературу, опыт педагогов-новаторов по вопросу «Формирование элементарных математических представлений» старших дошкольников.
2. Определить необходимые методы и условия для формирования у дошкольников элементарных математических представлений, на которые можно опереться при обучении в школе.
3. Разработать перспективное планирование организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игровых технологий.
4. Создать картотеку занимательных игровых заданий для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.
5. Провести экспериментальную педагогическую работу по применению системы игровых занимательных заданий (блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, квадраты Никитина и Воскобовича)
по формированию элементарных математических представлений.
6. Повысить компетентность родителей в вопросе подготовки детей к обучению в школе.
Методы исследования: изучение нормативно-правовых документов, методической литературы; отбор, классификация, систематизация и обобщение материалов по проблеме исследования; наблюдение, изучение результатов деятельности детей, беседа, анкетирование родителей.
Работа по выбранной теме начата в 2016 – 2017 учебном году. Были изучены нормативные документы, методическая литература. Запланирована работа с родителями, проведено родительское собрание «Учите, играя», в информационных уголках размещаются консультации, рекомендации для оказания помощи в организации занятий с детьми в домашних условиях. В группе создана предметно-развивающая среда (демонстрационный и раздаточный материал для проведения организованной учебной деятельности, подобраны и изготовлены дидактические игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений. Составлен перспективно-тематический план организованной учебной деятельности, разработаны планы организованной учебной деятельности с использованием занимательного игрового материала.
Диапазон педагогического поиска представлен дидактической системой моей работы по развитию логического мышления у дошкольников на математических занятиях как в детском саду, так и дома, в самостоятельной деятельности.
Участники поиска: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, родители детей старшей группы №10 «Богатырь».
На занятиях предлагаю задания на отсчет заданного количества предметов, на уравнивание групп предметов, учу детей соотносить между собой элементы множеств.
Для развития внимания, умения делать логические выводы использую логические таблицы, мультимедийные презентации.
Во время проведения организованной учебной деятельности по «Формированию элементарных математических представлений» использую игровой материал палочки Кюизенера для развития количественных представлений, понятий состава числа «Числовая лестница». Для знакомство с геометрическими фигурами: «Найди» (с набором логических блоков Дьенеша, «Цепочка» (с набором логических блоков Дьенеша, «Угадай, какую фигуру я загадал?» (с набором логических блоков Дьенеша, «Игра с одним обручем» (с набором логических блоков Дьенеша, «Игра с двумя обручами» (с набором логических блоков Дьенеша); для ориентировки в пространстве и во времени: «Расскажи про свой узор», «Вчера, сегодня, завтра» и т. д. Время на занятиях используется рационально и более продуктивно.
Умение ориентироваться в пространстве относительно себя, формируется в процессе утренней гимнастики, физкультурных и танцевальных занятий. С целью интеллектуального развития детей в группе оборудован уголок занимательной математики, который состоит из развивающих и занимательных игр, где расположен различный занимательный материал и дидактические игры: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» и т. д. Мною был собран наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Как известно, семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Поэтому я разработала следующие консультации для родителей «Занимательная математика дома», «Математика – занимательная игра», «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры», мастер-классы, дни открытых дверей.
Результат. В результате, проведенной работы, у детей появился интерес к играм математического характера. Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. Они самостоятельно выбирали игры в уголке занимательной математики. У детей повысился интерес к математике, они стали более активны не только на занятиях, но и в повседневной деятельности. Формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую
Перспектива. Работа с использованием занимательного материала помогает не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.
Список использованной литературы:
1. Стратегия 2050 (https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs)
2. Критерии
3.«Модель выпускника дошкольной организации как основа формирования его ключевых компетентностей в условии перехода на 12-летнее образование». Методическое пособие. Астана, 2012. – С. 40
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. «Просвещение», 1991г.
5. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
6. Математика от трёх до шести : учеб. - метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе – СПб. : Детство-Пресс, 1996.
7. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения
8. Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике - СПб. : Детство-Пресс, 2001.
9. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 1990.
10. Новикова В. П. Математика в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
11. Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.
12. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М. : Мозаика-Синтез, 2002