ПОТОРОЧА ТАТЬЯНА
Формирование экологических представлений через экспериментальную деятельность «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование экологических представлений через экспериментальную деятельность "Огород на подоконнике"»
Одним из важнейших направлений дошкольной педагогики является экологическое воспитание. Экологическое воспитание – это новое направление педагогики, через призму которого можно формировать правильное отношение детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста сегодня сомнений ни у кого не возникает. Детей необходимо воспитывать гуманному отношению к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.
Публикация «Формирование экологических представлений через экспериментальную деятельность „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Огород. Конспекты занятий
- Огороды на подоконнике
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментально-опытной деятельности ребенка.
Поэтому была поставлена следующая цель: Формирование экологических представлений через экспериментальную деятельность "Огород на подоконнике"
Задачи:
1. Расширить знания детей о росте растений в комнатных условиях.
2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
3. Закреплять полученные знания в ходе экспериментальной деятельности.
4. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
5. Воспитывать экологическую культуру детей; навыки общения, трудолюбие, желание помогать взрослым.
6. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
В процессе работы по экологическому воспитанию дошкольников в нашей группе используется современная образовательная технология Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости», которая направлена на развитие каждого ребёнка как неповторимой индивидуальности.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Эксперименты позволяют детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Воспитанниками нашей группы была поставлена цель : Вырастить овощную рассаду для высадки в теплицу и цветочную рассаду - для цветников.
Возник вопрос: А возможно ли это сделать в комнатных условиях?
Ответом на этот вопрос стала работа, проведенная детьми под руководством воспитателей и при помощи родителей.
Предварительно в сентябре месяце 2022 года были собраны семена томатов, перцев. Родители оказали помощь в сборе, в хранении, а в дальнейшем и в приобретении семян для посадки. В марте 2023 года было проведено планирование работы воспитателей и воспитанников по организации огорода на подоконнике.
Изучили художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. Проводили беседы на темы: "В чем польза овощей", "Зеленый лук - наш лучший друг", В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Были посажены: лук, чеснок, семена томатов, перцев. Завели журнал наблюдений за томатами, перцем и луком.
Была проведена работа по приобретению и изготовлению необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена. Над оформлением огорода трудились воспитанники (собирали камушки на участке для оформления дорожек, озера, посильную помощь оказали родители сделали домик из деревянных палочек).
Основной этап работы включал опытно-экспериментальную деятельность.
В группе детям была показана презентация «Строение растений», проводили беседу «Условия, необходимые для жизни растений».
В группе отвели место для лаборатории, где растения высаживались разными способами: пересаживали томаты глубже в грунт, корневой системой ближе к поверхности, у одних саженцев был постоянный доступ к свету и воде, у других экспериментальных моделей - нет. При посадке чеснока один зубчик разрезали вдоль и посадили к стенке стакана. Воспитанники с азартом наблюдали за трансформацией чеснока. Высаживали луковицы, создавая для них разные условия: поворачивая к свету ту одной стороной, то другой. Проводили наблюдения за интенсивностью роста, вели обсуждения в группе. Ребята добросовестно вели наблюдения за всходами и фиксировали результат в журнал. Уделили особое внимание цветам (посеяли петунью). Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, убеждаем детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений (свет, вода, воздух).
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнение их по цвету, форме, размеру).
Проводили беседы о том, как выращивают овощи на огороде и в комнатных условиях, определяли сходство и отличие.
Заключительная часть большой проделанной работы заключалась в подведении итогов экспериментальной деятельности и частичном сборе урожая. Дети с большим удовольствием срезали и ели зеленый лук. Фотографировались на фоне огорода на подоконнике. Была создана выставка творческих работ. Воспитанники в свободное от занятий время занимались творчеством (рисовали лук, рассаду томатов, делали поделки из пластилина). Работы с удовольствием демонстрировали родителям, получая от них одобрение, тем самым укрепляя эмоциональную связь, желание и дальше проводить эксперименты, радоваться полученным результатам. Знания, полученные детьми в ходе работы, помогли им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения, научили беречь и любить природу.
Планируем провести анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Выращенные саженцы высадить в огород на участке детского сада.