ПОТОРОЧА ТАТЬЯНА
Формирование экологических представлений через экспериментальную деятельность «Огород на подоконнике»
«Формирование экологических представлений через экспериментальную деятельность "Огород на подоконнике"»
Одним из важнейших направлений дошкольной педагогики является экологическое воспитание. Экологическое воспитание – это новое направление педагогики, через призму которого можно формировать правильное отношение детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста сегодня сомнений ни у кого не возникает. Детей необходимо воспитывать гуманному отношению к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.
Публикация «Формирование экологических представлений через экспериментальную деятельность „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Огород. Конспекты занятий
- Огороды на подоконнике
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментально-опытной деятельности ребенка.
Поэтому была поставлена следующая цель: Формирование экологических представлений через экспериментальную деятельность "Огород на подоконнике"
Задачи:
1. Расширить знания детей о росте растений в комнатных условиях.
2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
3. Закреплять полученные знания в ходе экспериментальной деятельности.
4. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
5. Воспитывать экологическую культуру детей; навыки общения, трудолюбие, желание помогать взрослым.
6. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
В процессе работы по экологическому воспитанию дошкольников в нашей группе используется современная образовательная технология Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости», которая направлена на развитие каждого ребёнка как неповторимой индивидуальности.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Эксперименты позволяют детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Воспитанниками нашей группы была поставлена цель : Вырастить овощную рассаду для высадки в теплицу и цветочную рассаду - для цветников.
Возник вопрос: А возможно ли это сделать в комнатных условиях?
Ответом на этот вопрос стала работа, проведенная детьми под руководством воспитателей и при помощи родителей.
Предварительно в сентябре месяце 2022 года были собраны семена томатов, перцев. Родители оказали помощь в сборе, в хранении, а в дальнейшем и в приобретении семян для посадки. В марте 2023 года было проведено планирование работы воспитателей и воспитанников по организации огорода на подоконнике.
Изучили художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. Проводили беседы на темы: "В чем польза овощей", "Зеленый лук - наш лучший друг", В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Были посажены: лук, чеснок, семена томатов, перцев. Завели журнал наблюдений за томатами, перцем и луком.
Была проведена работа по приобретению и изготовлению необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена. Над оформлением огорода трудились воспитанники (собирали камушки на участке для оформления дорожек, озера, посильную помощь оказали родители сделали домик из деревянных палочек).
Основной этап работы включал опытно-экспериментальную деятельность.
В группе детям была показана презентация «Строение растений», проводили беседу «Условия, необходимые для жизни растений».
В группе отвели место для лаборатории, где растения высаживались разными способами: пересаживали томаты глубже в грунт, корневой системой ближе к поверхности, у одних саженцев был постоянный доступ к свету и воде, у других экспериментальных моделей - нет. При посадке чеснока один зубчик разрезали вдоль и посадили к стенке стакана. Воспитанники с азартом наблюдали за трансформацией чеснока. Высаживали луковицы, создавая для них разные условия: поворачивая к свету ту одной стороной, то другой. Проводили наблюдения за интенсивностью роста, вели обсуждения в группе. Ребята добросовестно вели наблюдения за всходами и фиксировали результат в журнал. Уделили особое внимание цветам (посеяли петунью). Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, убеждаем детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений (свет, вода, воздух).
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнение их по цвету, форме, размеру).
Проводили беседы о том, как выращивают овощи на огороде и в комнатных условиях, определяли сходство и отличие.
Заключительная часть большой проделанной работы заключалась в подведении итогов экспериментальной деятельности и частичном сборе урожая. Дети с большим удовольствием срезали и ели зеленый лук. Фотографировались на фоне огорода на подоконнике. Была создана выставка творческих работ. Воспитанники в свободное от занятий время занимались творчеством (рисовали лук, рассаду томатов, делали поделки из пластилина). Работы с удовольствием демонстрировали родителям, получая от них одобрение, тем самым укрепляя эмоциональную связь, желание и дальше проводить эксперименты, радоваться полученным результатам. Знания, полученные детьми в ходе работы, помогли им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения, научили беречь и любить природу.
Планируем провести анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Выращенные саженцы высадить в огород на участке детского сада.