Папки-передвижки

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в ДОУ

Зульфия Ясовиевна Хабалтуева
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно,

а потому не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было, что делать»

Ян Амос Коменский

В настоящее время мы переживаем большие изменения в развитии современного общества. Эпоха социально-экономических перемен, вхождение в информационно-техническое пространство, изменение общественного сознания диктует необходимость создания нового поля образовательной деятельности.

Публикация «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в ДОУ» размещена в разделах

Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка.

В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

• Одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал. Ведь, каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории.

Задача взрослых – увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможности для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одаренности.

Система работы со способными и одаренными детьми в нашем дошкольном учреждении является неотъемлемой частью проблемы реализации творческого потенциала личности и включает в себя пять основных направлений.

1. Создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию способностей воспитанников.

2. Выявление детей с ярко выраженными способностями и отслеживание динамики их развития.

3. Организация работы с детьми и их родителями.

4. Повышение компетентности педагогов по работе со способными и талантливыми воспитанниками.

5. Работа по взаимодействию с социальными партнерами, в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития.

1направление. Создание пространственно-развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию способностей воспитанников. Пространственно-развивающая среда способствует познанию окружающего мира, позволяет удовлетворять многие потребности ребенка - в общении, познании, выплеску накопившейся энергии, в творческой реализации и т. д.

Я постаралась создать благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей детей. В ДОУ имеется музыкальный зал, театральная и изобразительная студии, мини-музей «Русская изба».

В группах создаю среду, которая способствует организации самостоятельной деятельности детей по их интересам и склонностям: центр "Познавайка"; "Творческие уголки, "Центр театра"; "Центр спорта" и другие.

Создают условия для формирования положительной самооценки, поощряю любознательность, активность, старание детей.

2 направление: Выявление детей с ярко выраженными способностями и отслеживание динамики их развития. Создание банка данных Педагогами ДОУ, отобраны диагностические методики, которые позволяют качественно проводить диагностику по выявлению творческих способностей, и включают в себя ряд ступеней, обеспечивая учет мнения всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).

3направление: Организация работы по развитию способностей и талантов с детьми и их родителями. В этом направлении я использую следующие формы работы : творческие объединения детей по интересам, работа по индивидуальным планам, творческие конкурсы, спортивные состязания, выставки детского творчества, персональные выставки, опытно-экспериментальная работа, индивидуальные творческие задания.

Так же активно использую современные педагогические технологии:

ИКТ-технологии:

• технологии проектной деятельности;

• игровые технологии;

• технологии исследовательской деятельности;

• технологии саморазвивающего обучения;

• здоровьесберегающие технологии.

С детьми старшего дошкольного возраста оформляются детские портфолио.

Основная цель портфолио – помочь ребенку раскрыть себя и отразить свои индивидуальные личностные достижения. Одна из важнейших задач на этом этапе — формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Одним из самых действенных способов побудить творческую активность — это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе.

Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно и получить признание своей творческой деятельности.

На базе нашего детского сада прошел I муниципальный конкурс вокального творчества «Мир детства» - это прекрасная возможность для всех участников данного мероприятия проявить себя. Педагогам - поделились опытом работы по выявлению и развитию детских способностей; воспитанники – проявили себя, проявили свою индивидуальность и таланты; родители – поддержали интересы и способности своего ребенка, раскрыли его потенциал; наши социальные партнеры – выявили потенциальных талантливых ребят.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья, поэтому с родителями воспитанников ведется планомерная работы в следующих направлениях:

1. Организация информационной среды для родителей. Включает в себя: индивидуальные консультации; информационные уголки для родителей; фотогалерея талантов, выставки детских работ; «Доски достижений» или «Ступеньки успеха», где родители знакомятся с успехами и достижениями детей.

2. Совместная практическая деятельность ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ) Для развития творческой и познавательной активности детей педагоги привлекают родителей к участию в творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводят совместные театрализованные представления для детей.

4 направление: повышение компетентности педагогов по работе с одаренными воспитанниками. В нашем учреждении, работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию.

С целью повышения компетентности педагогов по работе со способными и талантливыми детьми ежегодно в ДОУ проводятся: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы и др.

Мы сотрудничаем с учреждениями:

• домом культуры

• сельской библиотекой

• школой БСОШ №2

Работа с социальными партнерами позволяет нам отслеживать дальнейшее развитие наших воспитанников.

На сегодняшний день мы имеем информацию о дальнейшем их личностном росте, что дает нам право сделать вывод об эффективности работы нашего дошкольного учреждения в данном направлении и о достижении ожидаемых результатов.

И закончить свое выступление мне хотелось бы словами великого педагога Ш. А. Амонашвили:

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Фотоотчёт музыкального руководителя о совместной работе с библиотекой для выявления и поддержки талантливых воспитанниковФотоотчёт музыкального руководителя о совместной работе с библиотекой для выявления и поддержки талантливых воспитанников В библиотеке юные читатели интересно проводят время вместе со своими воспитателями и библиотекарями. Библиотека любимое место для чтения,.

Государственные программы развития системы поддержки одарённых детей "Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает государство слабым". Ф. Вольтер В настоящее время внимание к проблеме одарённых.

Игры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими рукамиИгры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками Развитие сенсорных действий ребенка составляет одну из ведущих линий умственного развития детей раннего возраста. Очень важно формировать.

Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей»Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей» Часто родители задают нам, педагогам вопросы : «Когда нужно отдавать ребенка в музыкальную школу?», «Когда начинать изучать языки?», «Когда.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

План мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ План мероприятий по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ Цель: Совершенствование.

Создание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазанииСоздание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазании Выявление и поддержка одаренных и способных детей О. А. Никитенко, педагог дополнительного образования ГБОУ школы №495 Московского района.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в ДОУ
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 18:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Ясовиевна Хабалтуева (УИ 1997729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД