Зульфия Ясовиевна Хабалтуева
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно,
а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было, что делать»
Ян Амос Коменский
В настоящее время мы переживаем большие изменения в развитии современного общества. Эпоха социально-экономических перемен, вхождение в информационно-техническое пространство, изменение общественного сознания диктует необходимость создания нового поля образовательной деятельности.
Публикация «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в ДОУ» размещена в разделах
Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка.
В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
• Одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал. Ведь, каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории.
Задача взрослых – увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможности для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одаренности.
Система работы со способными и одаренными детьми в нашем дошкольном учреждении является неотъемлемой частью проблемы реализации творческого потенциала личности и включает в себя пять основных направлений.
1. Создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию способностей воспитанников.
2. Выявление детей с ярко выраженными способностями и отслеживание динамики их развития.
3. Организация работы с детьми и их родителями.
4. Повышение компетентности педагогов по работе со способными и талантливыми воспитанниками.
5. Работа по взаимодействию с социальными партнерами, в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития.
1направление. Создание пространственно-развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию способностей воспитанников. Пространственно-развивающая среда способствует познанию окружающего мира, позволяет удовлетворять многие потребности ребенка - в общении, познании, выплеску накопившейся энергии, в творческой реализации и т. д.
Я постаралась создать благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей детей. В ДОУ имеется музыкальный зал, театральная и изобразительная студии, мини-музей «Русская изба».
В группах создаю среду, которая способствует организации самостоятельной деятельности детей по их интересам и склонностям: центр "Познавайка"; "Творческие уголки, "Центр театра"; "Центр спорта" и другие.
Создают условия для формирования положительной самооценки, поощряю любознательность, активность, старание детей.
2 направление: Выявление детей с ярко выраженными способностями и отслеживание динамики их развития. Создание банка данных Педагогами ДОУ, отобраны диагностические методики, которые позволяют качественно проводить диагностику по выявлению творческих способностей, и включают в себя ряд ступеней, обеспечивая учет мнения всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
3направление: Организация работы по развитию способностей и талантов с детьми и их родителями. В этом направлении я использую следующие формы работы : творческие объединения детей по интересам, работа по индивидуальным планам, творческие конкурсы, спортивные состязания, выставки детского творчества, персональные выставки, опытно-экспериментальная работа, индивидуальные творческие задания.
Так же активно использую современные педагогические технологии:
• ИКТ-технологии:
• технологии проектной деятельности;
• игровые технологии;
• технологии исследовательской деятельности;
• технологии саморазвивающего обучения;
• здоровьесберегающие технологии.
С детьми старшего дошкольного возраста оформляются детские портфолио.
Основная цель портфолио – помочь ребенку раскрыть себя и отразить свои индивидуальные личностные достижения. Одна из важнейших задач на этом этапе — формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Одним из самых действенных способов побудить творческую активность — это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе.
Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно и получить признание своей творческой деятельности.
На базе нашего детского сада прошел I муниципальный конкурс вокального творчества «Мир детства» - это прекрасная возможность для всех участников данного мероприятия проявить себя. Педагогам - поделились опытом работы по выявлению и развитию детских способностей; воспитанники – проявили себя, проявили свою индивидуальность и таланты; родители – поддержали интересы и способности своего ребенка, раскрыли его потенциал; наши социальные партнеры – выявили потенциальных талантливых ребят.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья, поэтому с родителями воспитанников ведется планомерная работы в следующих направлениях:
1. Организация информационной среды для родителей. Включает в себя: индивидуальные консультации; информационные уголки для родителей; фотогалерея талантов, выставки детских работ; «Доски достижений» или «Ступеньки успеха», где родители знакомятся с успехами и достижениями детей.
2. Совместная практическая деятельность ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ) Для развития творческой и познавательной активности детей педагоги привлекают родителей к участию в творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводят совместные театрализованные представления для детей.
4 направление: повышение компетентности педагогов по работе с одаренными воспитанниками. В нашем учреждении, работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию.
С целью повышения компетентности педагогов по работе со способными и талантливыми детьми ежегодно в ДОУ проводятся: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы и др.
Мы сотрудничаем с учреждениями:
• домом культуры
• сельской библиотекой
• школой БСОШ №2
Работа с социальными партнерами позволяет нам отслеживать дальнейшее развитие наших воспитанников.
На сегодняшний день мы имеем информацию о дальнейшем их личностном росте, что дает нам право сделать вывод об эффективности работы нашего дошкольного учреждения в данном направлении и о достижении ожидаемых результатов.
И закончить свое выступление мне хотелось бы словами великого педагога Ш. А. Амонашвили:
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.