Ольга Мацнева
Формирование временных представлений в развитии логического мышления и коррекции речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с нарушениями речи часто наблюдаются различные особенности когнитивных функций, включая речевые нарушения и низкие мыслительные способности, поэтому некоторые из них не могут овладеть математическими навыками и умениями, которые установлены в Программе дошкольного образования. Для того, чтобы успешно освоить общеобразовательную программу, ребенку необходимо иметь достаточный уровень общего развития включая и математические способности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление
- Логическое мышление. Консультации для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В то же время, как раз в результате речевых нарушений и возникают трудности в формировании математического мышления у детей. Дети испытывают трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании местоположения предметов в пространстве и их расположения в пространстве, а также при сравнении, сопоставлении и выявлении различий между ними.
Поэтому развитие математических навыков у детей с трудностями в речевом развитии должно быть направлено как на исправление речевых нарушений, так и на улучшение их познавательной активности. Это означает, что необходимо одновременно решать задачи обучения, коррекции и воспитания.
В процессе формирования представлений о времени у детей с ТНР происходит развитие их познавательных способностей. У них улучшается интеллектуальное развитие, логическое мышление, внимание, память, а также понимание речи. Кроме того, расширяется словарный запас, улучшается связная речь и закрепляется правильное произношение звуков. Важным моментом является то, что в ходе формирования временных понятий дети усваивают глагольные формы и учатся корректно их применять при описании событий, происходящих в определенный временной промежуток.
Решение всех этих задач опирается как на общедидактические принципы, методы и средства обучения, так и на специальные подходы, адаптированные для данной категории обучающихся.
Ключевым методом обучения здесь выступает проблемное изложение материала. Каждый ребенок учится осознавать логику и порядок нахождения решения для заданной проблемы, а также участвовать в совместной исследовательской деятельности. Это важно, поскольку формирование правильной речи основывается на анализе, синтезе, сравнении языковых единиц, выделении и обобщении языковых правил. Также необходимо развивать высокий уровень вербально-логической и аналитико-синтетической активности мозга в целом.
Мышление детей дошкольного возраста постепенно переходит от наглядно-действенного уровня к вербально-логическому. В начале работы педагог прибегает к более простым мыслительным операциям: анализу и классификации объектов с опорой на наглядный материал и использование наглядно-образного мышления. По мере продвижения он начинает запускать более сложные мыслительные процессы, такие как обобщение и абстракция, опираясь на образное и словесно-логическое мышление.
Обучение новому материалу начинается с повторения уже известных детям сведений.
Каждый ребенок и педагог обсуждают процесс выполнения задания, что способствует расширению активного словарного запаса и формированию умения грамотно и правильно высказывать свои мысли. Это, в свою очередь, помогает дошкольнику переходить от перцептивной деятельности к речевым высказываниям во время выполнения умственных операций.
В ходе коррекционно-развивающей работы рекомендуется использовать задания, вызывающие интерес у детей, что стимулирует их активное участие в обучении. Также целесообразно активно применять разнообразные наглядные пособия, игры и игровые приемы в образовательном процессе, что будет способствовать развитию логического мышления и речи.
Список использованной литературы:
1. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников : конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006. – 46 с.
2. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи : пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Санкт-Петербург: Изд-во КАРО, 2013. – 430 с.
3. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998 -272 с.