Айгуль Булатова
Проект «Формирование успешной личности и снятие тревожности у детей с ОВЗ с использованием междисциплинарных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование успешной личности и снятие
тревожности у детей с ОВЗ
с использованием междисциплинарных технологий»
Паспорт проекта
Авторы проекта: Салахиева А. А. Булатова А. Л., Хитцова А. В.
Руководитель проекта: Салахиева А. А.
Кадры: Осипова С. А. – заведующий МБДОУ “Детский сад “Росток”,
Булатова А. Л. - воспитатель,
Хитцова А. В. - педагог- психолог,
Салахиева А. А. – старший воспитатель.
Публикация «Проект „Формирование успешной личности и снятие тревожности у детей с ОВЗ с использованием междисциплинарных технологий“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Название, адрес организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад"Росток”ЖК “Царево”с. Новое Шигалеево Пестречинского Муниципального района Республики Татарстан, улица М. Джалиля, дом 1.
Телефон:
Вид, тип проекта: групповой, познавательный, краткосрочный.
Направление развития: Познавательно-исследовательское
(в содержание проекта заложен принцип интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)
Участники: дети с ОВЗ, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, родители
Место проведения: МБДОУ Детский сад "Росток”.
Сроки проведения: сентябрь 2021год — май 2022 года
Актуальность проекта: Особенности развития детей с особыми образовательными потребностями требуют современного подхода в обучении, воспитании и развитии. У большинства детей с ОВЗ наблюдается снижение или недоразвитие когнитивных функций, снижена работоспособность, внимание. Также дети с ОВЗ зачастую испытывают трудности в коммуникации, налаживанию товарищеских отношений с детьми и взрослыми. Эти факторы ведут к заниженной самооценке детей, тревожности, влияют на уровень развития их личности. Преодоление этих нарушений – процесс долгий и трудоёмкий. Детям чаще всего это даётся очень нелегко, поэтому педагоги вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Добиться этого можно с помощью междисциплинарных взаимодействий всех участников образовательного процесса. Междисциплинарное взаимодействие специалистов по сопровождению детей и то, насколько они объединены идеей коррекционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению ребенка и его семьи, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и формирование у него успешной личности.
Проблематика. В МБДОУ «Детский сад «Росток» на сегодняшний день воспитываются 9 детей-инвалидов, среди которых ребенок с синдромом Дауна, дети с ДЦП, расщелиной верхнего неба, слабовидящие, с соматическими нарушениями, а также осуществляется диагностика и выявление детей с ОВЗ. На контроль взяты дети, с задержками психического, речевого, поведенческого спектра, недоношенные, с ЭПИ статусом. Таким образом, все воспитатели, работающие с такими детьми и узкие специалисты нашего сада озадачены проблемой оказания разностороннего и личностного развития детей с ОВЗ. Несмотря на множество методик и технологий для детей с ОВЗ, на практике мы столкнулись с нехваткой специальных знаний и опыта в данной области. Воспитателям, зачастую, сложно найти подход к таким детям, заинтересовать их какой-то деятельностью, вовлечь в педагогический процесс. Педагог-психолог, не имея возможности проводить с ребенком с ОВЗ ежедневные коррекционные занятия и оказывать тьюторскую поддержку, долго не может достичь ощутимого результата в своей работе. И, несмотря на то, что дети с ОВЗ часто очень положительно откликаются на музыку, на музыкальных занятиях им приходится быть в тени других детей, не имея возможности проявить себя.
С другой стороны, наш сад, осуществляющий деятельность с января 2021 года, оказался технически не готов к осуществлению педагогической деятельности с детьми с ОВЗ. Оказавшись в ситуации, когда дети, нуждающиеся в нашей особой помощи, в саду есть, а наш молодой детский сад еще не наработал материальную базу для разнообразия предлагаемых педагогических технологий, мы начали объединять знания, опыт и возможности каждого участника педагогического процесса.
Новизна проекта: Новизна проекта заключается в том, что для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива: воспитатели, работающие с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; педагог-психолог, осуществляющий психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ, оказывающий диагностическую, коррекционную, просветительскую и консультативную помощь всем участникам педагогического процесса; музыкальный руководитель, который своим взаимодействием с ребенком с ОВЗ, оказывают на него разностороннее развитие.
Цель проекта: изучение особенностей личностного развития детей с ОВЗ и всестороннее воздействие на их личностное формирование.
Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Педагог-психолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.
Задачи проекта:
своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
определить оптимальный педагогический маршрут;
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
консультировать родителей (законных представителей) ребенка.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы:
диагностический инструментарий (беседы с детьми с ОВЗ);
методическая, энциклопедическая и художественная литература;
наглядно-демонстрационный материал;
ресурсы Интернет, использование ИКТ
Предполагаемый результат
Дети:
- активно принимают участие в проектной деятельности, совместно со взрослыми, коллективно и в подгруппе;
- проявляют интерес к дидактическим, тактильным играм, нейропсихологическим комплексам, играм на музыкальных инструментах;
- выбирают необходимые способы работы, в соответствии с поставленными задачами;
- используют полученные знания в разных видах деятельности.
Родители:
- активно участвуют в реализации проекта,
- оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги);
- принимают участие в совместных мероприятиях и т. д.
Педагоги:
- повышают педагогическую компетентность по теме проекта; организуют образовательно - воспитательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;
- пополняют педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, комплексами методики арт-терапиии, музыкальными произведениями для релаксации и создают благоприятной среды для познавательного и речевого развития детей
готовят итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.
Продукт проектной деятельности:
Создание условий для игры с песком,
Материалы для арт-терапии, как «Кляксография», «Монотипия», «Марания», «Рисунок на стекле», «Рисование пальцами» и другие техники не традиционного рисования.
самодельный кукольный театр.
Реализация проекта по этапам:
Этапы и содержание деятельности
Подготовительный:
1. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.
2. Составление плана по реализации проекта.
3. Сбор диагностических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.
4. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.
5. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.
6. Подбор методической литературы.
7. Организация работы с родителями.
Практический
- Организация деятельности по реализации проекта (поэтапно, с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями)
Заключительный
- Обработка результатов, выводы по реализации проекта.
- Подготовка к презентации.
Презентационный
- Презентация проекта
Междисциплинарный подход выражается в :
- опоре на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка;
- едином календарно-тематическом планировании;
- проведении специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
- Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
- Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание и др.
- Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса.
- Индивидуальный подход. к каждому ребенку и его семье.
Совместная работа воспитателя, педагога-психолога и музыкального руководителя начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ.
В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и речевой сфер детей с особыми образовательными потребностями, и подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие когнитивных функций, обогащение сенсорного опыта, на работу с поведенческими расстройствами и социальной адаптацией.
Взаимодействие в работе педагога-психолога, музыкального руководителя и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.
Важным этапом работы всех специалистов детского сада является создание благоприятной среды для познавательного и речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля над их устной речью. В ежедневной работе связь педагога-психолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционно-развивающих мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.
Основными задачами совместной работы музыкального руководителя и педагога-психолога являются:
- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;
- развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха;
- развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;
- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;
- обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;
- развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.
Примеры использования междисциплинарных технологий
Ритуалы приветствия и прощания.
Цель: Установление контакта с воспитателем, другими детьми, снижение уровня тревожности перед началом и по завершении дня.
Например, использование песенки «Дай, ладошечку…» из программы по музыкально-ритмическому воспитанию Т. Сауко и А. Бурениной «Топ – хлоп малыши» позволяет каждый раз устанавливать телесный и эмоциональный контакт с воспитателем.
Музыкальная зарядка с использованием нейропсихологических комплексов упражнений.
Цель: Развитие общей моторики, наращивание нейронных связей, синхронизировать работу полушарий, самоконтроль поведения, улучшение настроения и создание позитивного настроя на целый день.
Во время утренней зарядки в группе педагогом-психологом предлагается сделать несколько упражнений из нейропсихологических комплексов. Это могут быть дыхательные упражнения, глазодвигательные, для развития внимания и т. д.
Например, игра «Кулак-палец». И. П. дети сидят или стоят. Во время команды взрослого «вдох» дети делают вдох через нос (рот закрыт, одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. Во время команды взрослого «выдох» дети делают выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое, двигаются только кисти рук.
Совместные игры ребенка с ОВЗ, другими детьми и взрослым, где ребенок с ОВЗ берет на себя главную роль.
Цель: Дать возможность ребенку с ОВЗ быть в центре внимания, контролировать и управлять процессом игры.
Например, детям с ОВЗ хорошо откликается игра «Кораблик». Для этой игры потребуется детское одеяло и двое взрослых. Ребенок будет капитаном, он усаживается на одеяло – это кораблик. Кораблик плывет по волнам: взрослые и ребята начинают раскачивать одеяло. Сначала медленно, потом посильнее. Но капитан любит свой корабль и своих матросов. Когда ребенку-«капитану» становится некомфортно, он должен крикнуть «Стоп» или каким-то образом дать понять, что пора причаливать к берегу и остановить корабль. Потихоньку одеяло опускается на пол и капитан выходит на берег.
Арт-терапия.
Цель: устранение телесных блоков, проработка страхов, тревожности; проработка контроля за движениями своего тела, мимики; развитие эмоциональной сферы.
Арт-терапия – это лечение творчеством. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, помогает выразить свои эмоции, снять психическое напряжение. В режимных моментах воспитатель с легкостью может применять такие методы арт-терапии как «Кляксография», «Монотипия», «Марания», «Рисунок на стекле», «Рисование пальцами» и другие техники не традиционного рисования.
Балансотерапия.
Цель: развитие координации движений, мозжечковая стимуляция, развитие внимания, памяти, речи, коррекция гиперактивности.
Использование элементов балансотерапии возможно и на занятиях по развитию речи, разучивании потешек, стихов и песен, что не только стимулирует мозговую активность, но и вызывает радостные эмоции.
Учить стих, сидя на стуле для детей с ОВЗ бывает невозможным, а если добавить к заучиванию раскачивание на балансире, процесс превращается в увлекательную игру.
Песочная терапия с музыкальным сопровождением.
Цель: обогащение сенсорного опыта, работа в ситуации успеха, развитие наблюдательности, внимания, расслабление.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребенка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.
В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, речь и моторика, а также совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Театрализованные игры и драматизации.
Цель: активизировать речевую деятельность, оказывать психотерапевтическое воздействие на все сферы ребенка, обеспечить коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Принимая на себя одну из ролей (положительную или отрицательную) в театральной постановке, ребенок с ОВЗ имеет возможность проиграть ее на себе, и таким образом прочувствовать свои эмоции и чувства. Также одним из эффективных средств развития речи, коммуникативного и сенсорного развития является самодельный кукольный театр.
Сказкотерапия.
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание игровой доверительной атмосферы в группе; установление межличностных контактов между детьми; формирование у детей адекватной самооценки, умение принять свои отрицательные стороны, формирование желания нравится себе и людям; развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
Воспитатели могут применять психокоррекционные сказки для мягкого влияния на поведение ребенка. Под «коррекцией» здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Телесная перкуссия (Body Percussion)
Цель: раскрыть творческий потенциал детей через движения тела; способствовать проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации.
Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звукодвигательные выразительные средства, которые широко используются в методике по системе К. Орфа. Педагоги используют также удары ладонями по плечам, по груди, скольжение ладонью по ладони или верхней части руки и т. п. Телесная перкуссия может применяться на музыкальных, логоритмических, психологических занятиях.
Игра на музыкальных инструментах.
Цель: способствовать коррекции личностных нарушений посредствам музыкального творчества.
У детей с ОВЗ в процессе восприятия и воспроизведения музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди – взрослые, сверстники.
Хороший вариант, когда в группе, где воспитываются дети с ОВЗ, есть набор перкуссионных музыкальных инструментов, находящихся в их доступе. Это могут быть тамбурины, треугольники, трещетки, маракасы, кастаньеты, металлофоны, барабаны и колокольчики. Однако, очень важно, чтобы эти музыкальные инструменты были звучащими, а не просто игрушками.
Релаксация. Организация минуток групповой и индивидуальной релаксации в течении дня.
Цель: достижение полного расслабления; повышение работоспособности, снижение психического и физического напряжения;
Для этого в нашем детском саду в группах устраиваются зоны уединения, вигвамы, где ребенок может отдохнуть от шума и подвижных игр. Перед засыпанием детей включается расслабляющая музыка. Применяется ароматерапия. Также в кабинете психолога установлена релаксационная зона, которая включает в себя: бескаркасную мебель, воздушно-пузырьковая колонна с рыбками, фибероптические модули, «Волшебный фонтан», панно «Полет в бесконечность», панно «Звездное небо».
Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и детей с ОВЗ, которое предусматривает поэтапное решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость.
Совместная работа воспитателя, педагога-психолога и музыкального руководителя начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ.
В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и речевой сфер детей с особыми образовательными потребностями, и подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие когнитивных функций, обогащение сенсорного опыта, на работу с поведенческими расстройствами и социальной адаптацией.
Взаимодействие в работе педагога-психолога, музыкального руководителя и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.
Важным этапом работы всех специалистов детского сада является создание благоприятной среды для познавательного и речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля над их устной речью. В ежедневной работе связь педагога-психолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционно-развивающих мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей и специалистов, но и повысит знания родителей по программе успешной социализации детей с ОВЗ.
Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Мероприятия, проведённые в детском саду, сплощают детей и родителей. У них появляется интерес к обучающим программам.
Познавательная значимость
Познавательная значимость состоит в том, что:
в работе с детьми используются методы и приёмы психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями;
- применяется личностно - ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Список использованной литературы
Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2012.
Волкова Г. А., Логопедия: учеб. для дефектол. фак. педвузов. 5-е изд. -М. :ВЛАДОС, 2007. – 703с.
. Назарова Н. М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000.
Нищева Н. В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
ФиличеваТ. Б., ТумановаТ. В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. М. : Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.
Шипицына Л. М., Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб. :Речь, 2005. – 240с.