Оксана Назарова
Опыт работы «Формирование у дошкольников представлений о ВОВ через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у дошкольников представлений о ВОВ через проектную деятельность»
Из опыта работы.
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы №10 «Росинка», педагоги, родители.
Срок реализации проекта : 1 месяц.
У войны не детское лицо!
Публикация «Опыт работы „Формирование у дошкольников представлений о ВОВ через проектную деятельность“» размещена в разделах
Но в глаза детей смотрела смерть…
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.
Ирина Савельева
Тема: «Дети – Войны»
При выборе темы сомнений не возникало. В начале проекта казалось, что доступнее всего детьми будет восприниматься информация о ребятах их возраста, которые росли в годы войны.
Целью проекта были : формирование патриотических чувств старших дошкольников к Родине на примере героических поступков детей – героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии.
Задачи проекта мы ставили следующие:
1. Познавательное развитие.
Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о ее исторических фактах, об участии детей в войне и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом. Использовались фотоматериалы, аудио и видеозаписи по теме. Проводились беседы о военном времени. Знакомство с детьми-героями войны.
2. Речевое развитие.
Познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов. Здесь мы реализовали чтение стихотворений и рассказов о войне. Чтение книг по теме «Пионеры герои». Было обсуждение книг.
Образы юных мстителей. Как показано в книгах их воинское возмужание, твердая воля? Какую помощь оказывали дети партизанским соединениям, воинским частям, подполью. Как ребята сами готовят себя к защите Родины?
Что они понимают под словом «долг перед Родиной». Как его понимали ребята военных лет? Самый близкий и дорогой для меня герой книги.
3. Социально-коммуникативное развитие.
Формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны и отражать свои знания в играх, общении со сверстниками и взрослыми. Использовались дидактические игры «Ордена войны», «Определи рода войск», «Мы солдаты», «Скажи наоборот». Союжетно-ролевые игры: «Танкисты», «Разведчики», «Госпиталь», «Артиллеристы» и т. д. Подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий», «Перенеси раненого», «Медицинские сестры»
4. Художественно-эстетическое развитие.
Развивать художественно-творческие способности детей, познакомить их с песнями, музыкой военных лет. Использовались аудиозаписи песен:
1. «Прощание славянки» В. Агапкин
2. «Священная война» В. Лебедев – Кумач, А. А. Александров
3. «В землянке» А. Суриков, К. Листов
4. «Хотят ли русские войны» Е. Евтушенко, Э. Колмановский
5. «День Победы» В. Харитонова, Д. Тухманов 6. «Соловьи» В. Соловьев – Седой, А, Фатьянов.
7. Запись голоса Левитана об объявлении войны.
Рисование на тему: «Салют Победы».
5. Физическое развитие.
Воспитывать будущих защитников Родины через игры, спортивные соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость, остроту реакции. Проводились физкультурные досуги, соревнования.
Работа с родителями :
Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
Беседы с бабушками, дедушками о военном детстве и последующего создания мини музея (фронтовые письма, фотографии, медали).
Организация в группе мини музея «У войны не детское лицо»
Изготовление костюмов к сюжетно-ролевым играм.
Ожидаемые результаты проекта :
-пробуждение интереса подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;
— проявление интереса к чтению художественной литературы патриотической направленности;
— закрепление сведений о героях в памяти воспитанников с помощью рассказов — презентаций о малолетних героях Великой Отечественной войны;
— развитие личности дошкольников путем прививания чувств патриотизма, благодарности и сопереживания детям войны, проявление подрастающим поколением внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям;
— создание альбома о малолетних героях и их подвигах с целью дальнейшего использования;
-повышение эффективности детско-родительских отношений и родительского авторитета в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
— вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
Из опыта работы :
В результате проекта дети узнали о значимости праздника для граждан России, стали уважительно относится к ветеранам. Выучили стихи о войне, познакомились с военными песнями. Мальчики стали бережнее относится к девочкам, готовы их защищать. У родителей сформировалось понимание важности патриотического воспитания дошкольников. Родители активно учувствовали в проектной деятельности, помогая детям подробнее узнать о детях-героях войны. Но были и не совсем положительные стороны. В процессе мы столкнулись с тем, что не все дети в полной мере понимали, что же такое ВОВ и то далекое время. Не все дети знают, что такое радио. А уж о трансляции голоса Левитана о Победе, тем более. При создании альбома «Дети-герои войны» совместно с родителями, оказалось, что и многие родители не знакомы с героями Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик… Некоторые из них, даже благодарили за то, что узнали новые факты о временах ВОВ. На мой взгляд детям 4-5 лет, сложно понимать такие серьезные темы, несмотря на их заинтересованность. Тема «Дети-герои войны» все же для детей постарше. В следующем году я бы снова реализовала этот проект, и сравнила результаты. Нужны ли такие проекты в детском саду? Несомненно. Современным детям нужно больше знать о Великой Отечественной войне, о военном прошлом своих семей, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана Победа. Чем раньше воспитывать в детях чувства сострадания к тем, кто не вернулся с войны, чувство благодарности к поколению, победившему фашистские войска, тем более сильное духом поколение мы получим в недалеком будущем.
Подводя итог работы над проектом «Дети войны» я сделала следующий вывод: к выбору темы нужно подходить с учетом возраста детей и возможностей родителей.