Путырская Надежда Анатольевна
Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений
▼ Скачать + Заказать документы
Человек и природа – одно целое. Природа щедра, но черпая из её кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня всё чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа всё настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к её решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения. Прививать детям любовь к природе необходимо с раннего возраста. В педагогической науке недостаточно раскрыта актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у младших дошкольников. Поэтому не случайно данная тема была выбрана педагогами младшей группы нашего детского сада для изучения и углублённой работы с детьми. Исходя из основной цели работы педагогов – формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста – были сформулированы следующие задачи :
Публикация «Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений» размещена в разделах
• Передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
• Формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
• Навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
• Развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
Наша работа с детьми была условно разделена на пять основных этапов.
Целью первого этапа стало выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста. Как показала диагностика воспитанников в период изучения проблемы, у 62% детей младшей группы ДОУ был низкий уровень знаний о растительном мире, у большинства дошкольников отсутствовали бережное отношение к природе и знания об её охране. Во многом это объясняется тем, что в семьях уделяется недостаточное внимание развитию интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений, потому как у родителей сложилось определённое мировоззрение, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребёнка. В связи с этим задачами второго этапа работы стали:
• Обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития (каждому растению необходимы почва, вода и тепло, обучение умению различать характерные признаки растений;
• Развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передавать то или иное состояние растений);
• Формирование навыков обобщающего понятия по теме;
• Развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;
• Воспитание бережного отношения к природе.
Для решения поставленных задач использовались различные формы и методы работы : непосредственно-образовательная деятельность, беседы («Деревья, кусты, цветы – какие они?», «Как мы отдыхаем на природе?», «Зелёный наряд Земли», «Кому нужны растения?», «Как готовятся растения к зиме?» и другие, чтение художественной литературы («Как появились цветы на Земле» Т. И. Поповой, «Маленькие путешественницы», «Стихи и сказки о родной природе» Т. А. Шорыгиной, «Весенний наряд» Г. Скребицкого и другие, дидактические игры «С какого дерева листок?», «Что есть у растения?», «Лес и луг», «Когда это бывает?», и другие, минутки тишины, этюды («Ветерок играет с деревцем», «Берёзонька», «Просыпаются цветы», «Могучий дуб», «Я покажу, а ты угадай» и т. д., наблюдения во время прогулок.
Задачами третьего этапа стали:
• Расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;
• Формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;
• Расширение и активизация словаря по теме;
• Воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.
Для успешного решения поставленных задач использовались следующие формы и методы работы : проведение опытов и экспериментов, в ходе которых дошкольники могли увидеть, как растение пьёт воду, что сначала появляется из семени. Опыты и эксперименты не только способствовали развитию у детей познавательной активности, но и воспитывали доброжелательное отношение к живой природе. Особенно запомнились детям экскурсии в парковую зону совместно с родителями.
Закреплять полученные знания лучше всего на практике, в повседневной жизни, поэтому задачи четвё ртого этапа заключались в следующем:
• Уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;
• Формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;
• Развитие речи, памяти, внимания;
• Формирование навыков правильного поведения на природе;
• Воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
Для решения поставленных задач была организована элементарная трудовая деятельность, проводились дидактические игры («Наряди деревце», «Зелёная аптека», «Больничка для растений» и другие, игры-драматизации («Как поссорились растения», «Дерево, цветок и кустик», «Цветочная поляна», «Одуванчик» и другие).
Закреплялись практические навыки также путём приобщения детей к посильному труду и знакомства с работой взрослых на огороде, расположенном на территории МБДОУ, где наша группа имеет свою грядку. Здесь дошкольники совместно с воспитателями и родителями получают практические навыки ухода за растениями (полив, уборка листвы, посадка, наблюдают за их ростом. А в зимнее время мы высаживаем огород на подоконнике, приучая детей к посильному уходу за всходами. Также, в зимнее время дети продолжают знакомство с растениями в зимнем саду, где есть все условия для работы и наблюдений. На территории детского сада существует экологическая тропа, с помощью которой дети с младшей группы знакомятся различными видами растений, помогают взрослым в уходе за альпийской горкой, клумбами с цветами, участвовали в посадке берёзовой и кленовой аллеи.
Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-развивающая среда групповой комнаты, которую создали воспитатели совместно с родителями воспитанников. Так, например, комнатными растениями был пополнен уголок природы, подобраны дидактические игры, иллюстрации по теме «Растения», изготовлены альбомы: «Первоцветы», «Красная книга растений», «Деревья и кустарники», организован конкурс «Вырастим цветок для группы», «Осенняя фантазия» для детей и родителей.
С начала года организован кружок «Чудеса растительного мира» по изготовлению поделок из природного материала с элементами флористики. Дети с большим интересом посещают кружок, а из собранного с родителями природного материала дети с удовольствием мастерят оригинальные поделки, у них развивается художественно-творческая деятельность, эстетический вкус, нестандартное мышление, творческая индивидуальность. В таких работах, как «Букет из осенних листьев», «Рябина красная», «И расцвёл подснежник», «Пальмы у моря», «Плывут кораблики» и другие.
В уголок книги были приобретены детские энциклопедии о природе, подобран большой литературный материал о растениях, изготовлен альбом загадок о растениях.
Экологическое воспитание мы стараемся максимально связывать с физическим воспитанием дошкольников. Подобрали новое спортивное оборудование природной тематики (дубочек в качестве оборудования для метания, жёлуди для упражнений в равновесии, кегли в виде цветов для ходьбы и бега змейкой). Вместе с руководителем по физическому воспитанию дошкольники закрепляли знания о представителях растительного мира в подвижных играх и физических упражнениях. Проводились физкультурно-экологические праздники и досуги «Люблю берёзку русскую», «Одуванчик».
Соответствующие атрибуты появились и в музыкальном уголке: веночки, листья, грибочки, маски, шапочки для исполнения танцев и аудиозаписи с музыкой и песнями о природе. Воспитанники с удовольствием слушают произведения о природе, передают образы растений в музыкально-ритмических этюдах. Проводились тематические досуги, развлечения и праздники «На лесной полянке», «Яблочный спас», «Мы – друзья природы», «Сохраним ель – красавицу».
Полученные знания о представителях растительного мира дошкольники выражали в художественно-творческой деятельности. Дошкольники учились наделять образными характеристиками объекты природы, которые они видят (цветы, деревья, травы, отображая их чувства и настроения в рисунках: «Волшебный цветок», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик», «Кисть рябинки», «Зелёная красавица» и другие.
На протяжении всей работы по формированию интереса и бережного отношения к миру растений особое внимание уделялось индивидуальной форме работы с детьми.
С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, а также вовлечения их в образовательный процесс использовались следующие формы взаимодействия :
• Анкетирование;
• Консультации;
• Участие в природоохранных акциях, экологических праздниках: «Сохраним ель – красавицу», «Люблю берёзку русскую», «Яблочный спас», «Мы – друзья природы»; конкурсах «Вырастим цветок для группы», «Осенняя фантазия»; фотоконкурс «Любимые уголки природы нашего посёлка», «Как прекрасен этот мир!»
• Совместные экскурсии в парк, в берёзовую рощу.
• Работа в огороде и участие в озеленении участка.
• Показ двигательной сказки «Жил-был одуванчик».
На пятом, заключительном этапе работы проводилась повторная педагогическая диагностика, в результате которой у 63% детей был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире, а у 37% - средний. У 65% детей (высокий уровень) и 35% детей (средний уровень) развился интерес к миру растений.
Анализируя результаты проведённой работы, можно сделать следующие выводы:
• Воспитанники нашей группы значительно расширили свои знания о представителях растительного мира, которые они демонстрируют в разных видах детской деятельности;
• Дети усвоили элементарные навыки ухода за растениями;
• У них появилось желание общаться с природой;
• Значительно повысился интерес к миру растений, сформировалось осознанное правильное отношение к объектам живой природы, в частности к растениям.
Таким образом, организованное взаимодействие воспитателей группы со специалистами ДОУ, грамотно выстроенная работа с детьми по формированию у них интереса и бережного отношения к миру растений, плодотворное сотрудничество с родителями не только способствовали упорядочению знаний и умений воспитанников по данной теме, но и позволили сделать их целенаправленными в решении поставленных задач экологического воспитания и развития личности каждого ребёнка.