Марина Хуснутдинова
Формирование трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста, в том числе и у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы.
«Проектная деятельность как средство формирование трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста, в том числе и у детей с ОВЗ». Добрый день, уважаемые коллеги. Я….
Вашему вниманию будет представлен опыт работы «Проектная деятельность как средство формирование трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста, в том числе и у детей с ОВЗ».
Публикация «Формирование трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста, в том числе и у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Необходимо сделать так, чтобы труд стал для малыша источником радости. И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст.
В настоящее время наблюдается снижение интереса детей к труду. Современные родители не уделяют достаточного внимания трудовому воспитанию. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все за него сами – даже то, что ребенок в состоянии сделать самостоятельно, тем самым не прививая у детей элементарных трудовых навыков.
Отсюда вытекает проблема - отсутствие желания детей участвовать в повседневной трудовой деятельности, а, следовательно, и недостаточный уровень сформированности трудовых умений и навыков.
В Федеральной Рабочей программе воспитания Федеральной образовательной программы дошкольного образования в п. 29.2.2.6 отражены цель и задачи трудового направления воспитания. Это – «Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду»
Задачи направлены:
- на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
- стремление приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Прежде чем, приступить к работе в данном направлении, с группой детей провела педагогическую диагностику по выявлению уровня сформированности трудовых умений и навыков.
Результаты диагностики показали, что 20% детей владеют основными трудовыми умениями, способами деятельности, понимают социальную значимость собственной трудовой деятельности; 45% детей имеют представления о различных видах труда, но не проявляют самостоятельность и инициативу; 35% детей имеют недостаточный (низкий) уровень сформированности трудовых умений и навыков.
У меня, как у педагога, возник вопрос, какие формы, методы и приёмы использовать для решения проблемы в данном направлении.
Проанализировав научно – методическую литературу, пришла к выводу о том, что одной из эффективных форм повышения качества дошкольного образования, в том числе в области трудового воспитания, является проектная деятельность.
СЛАЙД «Проектная деятельность как средство формирование трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста, в том числе и у детей с ОВЗ».
Цель: разработать и внедрить в образовательный процесс проектную деятельность «Формирование трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста, в том числе и у детей с ОВЗ».
СЛАЙД Задачи проектной деятельности представлены на экране.
Задачи:
для детей :
- ознакомление детей с разнообразными видами труда;
- овладение детьми трудовыми умениями и навыками;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду,
положительного отношения к труду взрослых и его результатам.
для педагога:
- создание развивающей предметно- пространственной среды в группе по трудовому воспитанию;
- составление перспективного планирования;
- привлечение родителей к работе по проекту.
для родителей:
- повышение компетентности в вопросах организации детского труда;
- привлечение к совместной работе по проекту.
Участниками проекта стали дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
В методике представлены 4 вида труда дошкольников :
- самообслуживание;
- ручной труд;
- труд в природе;
- хозяйственно-бытовой труд.
Работа по формированию трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста строится от простых видов труда к более сложным. Реализации проекта ведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями воспитанников.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный:
- педагогическая диагностика;
- подбор методической литературы;
- привлечение внимания родителей к проблеме трудового воспитания
(сообщение на собрания, оформление уголка);
- разработка проекта, тематического планирования работы с детьми, конспектов по трудовому воспитанию детей среднего возраста;
- создание картотек бесед, сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Второй этап – основной:
- реализация проекта с детьми;
- организация работы с родителями.
Для реализации поставленных задач создала условия, которые определены в п. 3.1 ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
Для дежурства по столовой и для коллективного труда приобретены фартуки, колпачки, тряпочки, щётки, совки, тазики.
Для ручного труда большое значение имеет бросовый, природный материал, наборы для детского творчества. Каждый вид материалов хранится в отдельном контейнере.
Для труда в природе и хозяйственно – бытового труда группа оснащена лейками, опрыскивателями, лопатами, граблями, детскими машинами для перевозки мусора.
Центр сюжетно-ролевых игр оборудован атрибутами для игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Семья».
«Методическая копилка» включает картотеки: бесед, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр; карточки – подсказки «Складываем салфетки», «Накрываем на стол», алгоритм «Как правильно мыть руки», «Я заправляю постель» и т. д. ; демонстрационный материал по ознакомлению с трудом взрослых; художественная литература по ознакомлению с профессиями; творческие работы детей.
Итак, предлагаю рассмотреть реализацию проекта по каждому виду труда
Самообслуживание
Осваивая данный вид трудовой деятельности, дети среднего дошкольного возраста учились самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать свою одежду, ставить обувь на место. Ребята старались соблюдать порядок в своем шкафчике, своевременно сушить мокрые вещи, замечать непорядок в своем внешнем виде и самостоятельно устранять его.
А также, у детей формировались основные культурно-гигиенические навыки, закреплялась культура поведения за столом.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание порядка в групповой комнате, мытьё игрушек и строительного материала, уборку участка. В процессе работы, ребята заправляли свою постель после сна, подметали веранду, очищали дорожки от мусора и снега и т. п.
Труд в природе является, также важной составляющей трудового воспитания. В помощь детям предлагаю алгоритмы: «Полив комнатных растений», «Рыхление почвы», «Посадка лука». Зимой ухаживаем за деревьями, сгребая снег к стволам деревьев и кустарников, обязательно подкармливаем птиц.
Ручной труд
В этом направлении уделяется большое внимание оригами («Лисичка», обрывной аппликации («Лисичка», а также, выполнению аппликаций из различных материалов: ниток («Морковка», ваты («Зайчик», крупы («Цыплёнок», салфеток («Мимоза для любимой мамочки», фантиков («Первые цветы»).
В работе с детьми были использованы различные методы и приемы: чтение художественной литературы «Сказка про то, как одежда обиделась» И. Гуриной, «Маша - растеряша» Л. Воронковой, игровая ситуация «Наш гость – Старый Башмачок», «Мишка готовится к празднику», «Птичья столовая», различные дидактические игры, музыкальное сопровождение и т. д.
Работа с родителями по трудовому воспитанию была представлена в виде консультаций, буклетов, памяток, индивидуальных бесед, родительских собраний, поручений. Таких как, «Что должен уметь ребенок к 5 годам?» (самообслуживание, труд, «Как приучить ребенка к домашним обязанностям?», «Научите малыша трудиться», «Роль семьи в трудовом воспитании ребенка» и т. д.
Необходимая информация была размещена в родительском чате и на сайте ДОУ.
Также, родители охотно участвуют в оформлении группы к Новому году, в совместных выставках, изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья»; оказывают помощь в подготовке материалов для регионального конкурса «Эколята - дошколята».
Совместно с родителями проведены акции «Зеленая планета», «Подкармливаем птиц», «Укрываем корни деревьев», «Помогаем взрослым».
Особое внимание, хотелось уделить тому, что группу посещает ребенок с особыми возможностями здоровья. Данный ребенок вовлекается во все виды трудовой деятельности. В работе с ним используются индивидуальные поручения, несложные задания, многократные повторения, которые позволяют ему быть равноправным участником образовательной и проектной деятельности.
Бывают моменты, когда ребенок одни поручения выполняет с удовольствием, а другие - не хочет выполнять или выполняет небрежно. Тогда на помощь приходят герои кукольного театра, которые учат тем или иным навыкам. А также, красочные вёдра, разноцветные тряпочки, т. е. все то, что может его завлечь.
В работе с ребенком ОВЗ необходимо не скупиться на похвалу. Он хорошо реагирует, когда его хвалят, на легкое поглаживание по голове и на аплодисменты за хорошо выполненное поручение.
Поручая ребенку те или иные задания, необходимо не допускать переутомления, т. к. оно ведет негативному отношению к труду.
Третий этап – заключительный:
- итоговая диагностика;
- презентация проекта на родительском собрании, МО.
Проектная деятельность «Формирование трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста, в том числе и у детей с ОВЗ». позволила повысить качество дошкольного образования.
Результаты повторной диагностики, подтвердили положительную динамику по формированию трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста и успешность различных видов детского труда.
60% детей владеют основными трудовыми умениями, способами деятельности, понимают социальную значимость собственной трудовой деятельности; 40 % детей имеют представления о различных видах труда, стараются проявлять самостоятельность и инициативу.
У детей средней группы сформированы представления о разнообразных видах труда, ребята овладели трудовыми умениями и навыками; понимают ценность собственного труда; положительно относятся к труду взрослых и его результатам.
В работе с родителями воспитанников достигнуты следующие результаты:
- повысился уровень компетентности в вопросах организации детского труда;
- стали активными участниками образовательного процесса;
- принимают участие в создании развивающей предметно – пространственной среды группы.
Проект «Формирование трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста, в том числе и у детей с ОВЗ» может быть использован педагогами ДОУ по реализации модуля Рабочей программы воспитания «Трудовое направление воспитания», и реализации Индивидуальной программы профессионального развития педагогов. Более подробно с проектом можно ознакомиться на сайте нашей образовательной организации https://dsraduga.mosk.obr55.ru/ (раздел «Методическая копилка»)