Антонида Костромина
Опыт работы «Формирование связной речи у дошкольников через театральную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование связной речи у дошкольников через театральную деятельность»
Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Речь человека не только средство общения, но средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Для ребенка-дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения в школе. Основная задача детского сада – развивать устную связную речь ребенка. Овладение детьми сложными формами высказывания – сложный и длительный процесс и довольно трудный в работе воспитателя. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.
Публикация «Опыт работы „Формирование связной речи у дошкольников через театральную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, телефоном, у телевизора, в лучшем случае со своими игрушками, почти не слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает много проблем.
Недостаточный словарный запас, односложная состоящая из простых предложений речь, бедная диалогическая речь, неумение строить монолог и полное отсутствие навыков культуры речи. Многие родители считают, что эта проблема решаема в детском саду. Но практика показывает, что двух занятий в неделю не достаточно для решения речевых умений и навыков и коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику помогает театрализованная деятельность. Овладеть умением пересказывать помогут постановки кукольного и настольного театра, которые ребенок может освоить под руководством педагога и родителя. Разыгрывать сказки можно и с помощью, имеющихся у ребенка игрушек. Важно побуждать его к этому и быть заинтересованным зрителем или партнером по исполнению.
Имея накопленный опыт работы в театральном кружке, и наличие игрового материала по театральной деятельности, и хорошо организованной пространственной среды. Поставила перед собой цель – Формирование связной речи у детей через театрализованную деятельность. В процессе игровой деятельности детей я выявила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей, уделяется большое внимание формированию у дошкольников навыков самостоятельной развёрнутой речи.
С этой целью их обучаю умению составлять рассказы по картинам и их серий, рассказы-описания, пересказы. Кроме того, ставятся задачи по развитию навыка передачи в речи последовательности событий в процессе наблюдения за серией выполняемых действий; составление рассказов элементами усложнения (добавление эпизодов, изменение начала или конца рассказа и т. п.); составление рассказов по заданной теме.
С целью развития связной речи дошкольников мною используется театрализованная игра, которая позволяет заинтересовать детей на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляет собой инсценировку, проигрывание сказок. Сказка является наиболее универсальным, методом коррекционной работы. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги и влияют на развитие связной речи. Театрализованная деятельность – это игра. А игра является главной формой познавательной деятельности, она помогает сделать процесс совершенствования связной речи доступным и интересным.
На протяжении ряда лет нами успешно используется театрализованная деятельность. Материал для театрализации соответствует лексической теме, а также возрастным и речевым особенностям детей.
Необходимым условием для театрализации является наглядность (просмотр сказок, мультфильмов) и доступность полученной информации.
При изучении произведения мы с ребятами анализируем каждого героя, каждое событие, выясняем смысл произведения.
Детям предлагается, используя различные речевые игры, описать выбранного героя. Игры: «Узнай по описанию». «Расскажи какой? какая? какое? какие? «Придумай загадку», «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т. д.
В играх дети описывают, показывают при помощи масок, мимики и жестов,
характер выбранного персонажа. После такого анализа мы вместе с детьми обдумываем, как более правдиво показать этого героя и передать его эмоции.
Таким образом, мы охарактеризовали каждого героя, помогая детям создать точный образ.
Большую роль в постановке, играет самостоятельный выбор каждого ребенка (кем он хочет быть и почему). Даем право всем высказаться, обсуждаем и распределяем роли. Поэтапно воспроизводим сюжет в соответствии со сценарием. И наш спектакль готов! Первые зрители – это наши родители.
Дети очень любят им показывать представление, ждут, волнуются. Мы вместе с детьми изготавливаем афишу и пригласительные билеты, обсуждая, что на них будет изображено.
Каждый год в нашем ДОУ проходит театральная неделя. В этот период, дети одной группы ходят в гости к детям другой группы на театрализованное представление. Для ребят это праздник! Холлы детского сада украшены афишами, дети нарядно одеты, с цветами. Всё как в настоящем театре.
Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определённую роль, ребёнок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь - интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.
В моей работе театрализация сказок используется в целях формирования связной речи, совершенствования её просодической стороны, а также развития образного и элементов логического мышления, внимания, памяти, воображения, тонкой ручной моторики дошкольников.
Используемая литература:
1. "От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - – М. : Мозаика-Синтез,2014.
2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1997. – 32с.
3. Фокина Е. Развитие речи детей// Дошкольное воспитание №1 1987г.
4. Мосеенкова И. Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошкольное воспитание №1 2005г.
5. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника// Дошкольное воспитание № 3-4 1992г.
6. Бекина С. И. Программа Театр-творчество-дети// Дошкольное воспитание №8 1996г.
7. Артемова Т. Тетрализованные игры дошкольников : учеб. Пособие – М. Просвящение, 1991г.
8. Чулкова А. В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста. – Волгоград: Перемена, 2003. – 168 с.
9. Доронова Т. Н. Играем в театр – М. Просвящение, 2004г.