Папки-передвижки

Формирование коммуникативных способностей детей с ОВЗ

Татьяна Maнолаки
Формирование коммуникативных способностей детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В наш век бурного развития информационных технологий педагоги и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка ко взрослой жизни.

Публикация «Формирование коммуникативных способностей детей с ОВЗ» размещена в разделах

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.

Развитие детей дошкольного возраста предполагает воспитание всех этих навыков с самого рождения. Эти навыки включают в себя: способность с пониманием и заботой относиться к другим людям, умение поставить себя на место другого и входить в его положение, осторожно и избирательно относиться к использованию фраз и выражений, понимая, что неосторожные слова могут очень сильно воздействовать на чувства и эмоции другого человека. Чем больше понимание между людьми, тем большая симпатия может возникнуть. Важно вкладывать в юные головы мысли о том, что нельзя принижать и оскорблять других людей, даже если они не согласны с вашим мнением и чем-то отличаются от большинства. Характерные черты общения с окружением начинают проявляться сразу после рождения ребенка. Младенец, вступивший в жизнь, впитывает, как губка, схемы коммуникативности, которыми пользуется его окружение в семье и детском учреждении.

В группах компенсирующей направленности, для детей с нарушением интеллекта формирование речи идет в тесной связи с деятельностью дошкольников, на основе расширения их представлений об окружающем и в процессе общения со взрослыми. Поэтому работа по развитию речи осуществляется в двух основных формах : на коррекционно-развивающих занятиях, а также в повседневной жизни и деятельности.

Свободное общение происходит в быту, в процессе игр, в процессе элементарной трудовой и продуктивной деятельности, во время праздников и развлечений, во время других неречевых занятий. Во все эти моменты создаются естественные условия для развития речи, обогащается их речевая практика. Однако надо иметь в виду, что на неречевых занятиях нецелесообразно отвлекать детей от их основной деятельности, требуя постоянного речевого сопровождения. Например, на занятиях по обучению игре взрослые должны руководить игрой и помогать детям в попытках речевой деятельности. Они должны подсказывать нужное слово, чтобы игра не прерывалась, однако не подменять одно занятие другим. Во время всех занятий необходимо приучать детей слушать обращенную к ним речь; учить выполнять инструкции, данные в словесной форме; рассказывать о своих действиях.

Ребенок должен усваивать родной язык путем подражания речи окружающих, это в свою очередь выдвигает особые требования к речи взрослых:

• речь взрослых должна быть абсолютно грамотной и литературной, чистой в фонетическом отношении;

• тон и стиль речи взрослого должен быть доброжелательным и спокойным;

• речь должна быть эмоционально насыщенной;

• содержание речи взрослого должно соответствовать возрасту, развитию и интересам детей, опираться на их опыт;

• речь должна быть конкретной и четкой, не допускающей двоякого толкования.

На коррекционно-развивающих занятиях по развитию речи происходит упорядочение речевого материала, который дети получают на других занятиях в процессе свободной речевой деятельности, в ходе общения. Занятия по развитию речи проводятся в соответствии с дидактическими принципами, речевой материал подается в определенной последовательности, постепенно усложняется и расширяется, при этом обязательно учитываются возраст и особенности детей.

Необходимо помнить также и об общих принципах построения занятия с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Это такие, как:

• частая смена видов деятельности;

• целесообразное сочетание деятельности за столом и подвижных видов деятельности на занятии;

• игровая форма занятия;

• повторяемость материала;

• обеспечение переноса усвоенного способа действия.

Методы и приемы развития понимания речи у дошкольников с нарушением интеллекта

Условия, способствующие развитию понимания речи: пробуждение у детей интереса к окружающей действительности, обогащение их жизненных представлений, формирование сенсорной основы (развитие восприятия); организация деятельности детей; воспитание потребности в общении.

Приё мы развития понимания речи в начальный период обучения:

1. Показ предмета с называнием. Примером могут служить дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Выставка игрушек». Обычно показывают небольшое количество предметов (1-2 предмета).

2. Побуждение к действиям. Взрослый даёт словесную инструкцию ребёнку, предполагающую ответ действием в конкретной ситуации. Например: «Подай вот ту книгу» (педагог уточняет инструкцию жестом).

3. Оречевление ситуации, т. е. многократное проговаривание ситуации педагогом. Используя реальные ситуации повседневной жизни, режимных моментов, взрослый называет предметы, которые берёт ребёнок, действия, которые производит в данный момент ребенок или взрослый, называет те ощущения, которые на данный момент испытывает ребёнок. При этом взрослый говорит короткими фразами из 2-4 слов, делает паузы, одни и те же слова использует в разных грамматических формах, все слова и фразы произносит с естественной интонацией: («Моем руки перед едой. Открываем кран. Берём в руки мыло. Намыливаем руки. Ах, какое душистое мыло. Ручки будут чистыми. Ополаскиваем руки, смываем мыло. Вытираем руки полотенцем. А теперь можно садиться кушать»).

4. Приём "одностороннего диалога" (собственных вопросов и ответов педагога) используется на занятиях и в повседневной жизни. Слова взрослого совпадают с эмоциональными и сенсорными ощущениями ребенка и таким образом становятся понятными: ("Что Сережа делает? Кран открывает. Тёплая водичка течет из крана? Тёплая. ")

5. Вопрос "Где. ?". Этот приём используется на занятиях для привлечения внимания к предмету, для выделения его из окружающей обстановки, для узнавания по слову, а не для того, чтобы ребенок действительно указал и словесно обозначил местонахождение предмета. Например, педагог пересадил куклу с одного места на другое и спрашивает: "Где кукла?" или толкнул мячик, чтобы он покатился: "Где мячик?"

Кроме перечисленных приемов, можно дать еще некоторые конкретные рекомендации относительно развития у умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста понимание обращенной речи (Г. В. Кузнецова, Т. В. Костина). В частности, в первый год обучения рекомендуется тщательно отбирать тот речевой материал, который используют воспитатели и родители в повседневной жизни. Не следует при общении с детьми в жизни слишком большой речевой поток, так как олигофрены не могут в полном объеме понять всю эту речь. Всем членам педагогического коллектива, группы (учителю, двум воспитателям и няне) нужно придерживаться одинаковых требований в речи: использовать простые фразы, в любой инструкции интонацией выделять ключевое слово и добиваться его понимания, новые слова вводить только в хорошо знакомой детям, ситуации; все предметы должны называться одинаково. По мере развития детей строгую дозировку речевого материала надо прекратить, чтобы дети привыкали к естественной речи окружающих и учились понимать смысл слов по контексту.

Дальнейшее развитие понимания речи осуществляется в процессе целенаправленной работы по обогащению и уточнению словаря.

Задачи, содержание и методы работы по формированию словаря дошкольников с нарушением интеллекта

Задачи развития словаря дошкольников вытекают из особенностей их речевого развития (бедность словаря, недостаточная предметная отнесенность слов, слабая связь с деятельностью, отсутствие в речи детей обобщенных слов) :

1. Развитие понимания обращенной речи. Это специфическая задача работы с детьми данной категории, обусловленная недоразвитием у них данной стороны речи.

2. Обогащение словаря детей, т. е. обеспечение количественного накопления слов, необходимых ребенку для общения.

3. Уточнение словаря (наполнение содержанием слов, уже известных детям. Это преодоление предметной неотнесённости, усвоение слов в соответствующей степени обобщения, преодоление ситуативного значения слова, усвоение многозначности слов, синонимии. Другими словами - это словарно-стилистическая работа, направленная на овладение точностью и выразительностью языка).

4. Активизация словаря - это введение новых слов в практику общения, перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный и включение слов в словосочетания и предложения.

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Слайд 1. Добрый день! Уважаемые коллеги разрешите представить Вам мастер – класс как с помощью игровой технологии можно «Развивать коммуникативные.

Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста Тема : Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ 1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (ФГОС.

Игра для развития коммуникативных способностей детей «Нос к носу» Цель: Формировать коммуникативные навыки, доброе, внимательное отношение друг к другу. Ход: Стук в дверь, входит карлсон. В. : "А кто же.

Консультация «Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который.

План по самообразованию «Формирование коммуникативных способностей у дошкольников» на 2017–2018 учебный год ПЛАН по самообразованию «Формирование коммуникативных способностей у дошкольников» на 2017 - 2018 учебный год Воспитатель: Будникова.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста «Общаясь с ровесниками, ребёнок лучше узнаёт и познаёт самого себя» Л. Н. Галигузова Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Рассмотрим современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира.

Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных и творческих способностей детей Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образование как общая основа воспитания и обучение детей. Ведущая педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных способностей детей с ОВЗ
Опубликовано: 24 марта 2018 в 20:25
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных способностей детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Maнолаки в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД