Наталья Русакова
Статья «Формирование социально–адаптированной личности воспитанников посредством участия в выставках детского творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование социально– адаптированной личности воспитанников посредством участия в выставках детского творчества»
Наша цель – создать социально-адаптированную личность. Отсюда задача: развитие интереса у детей к пониманию национальной культуры и искусства как неотъемлемой части современного общества и человека.
Педагог-гуманист В. А. Сухомлинский, опираясь на идеи Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого и С. Т. Шацкого, разработал уникальную педагогическую систему становления творчески и нравственно развитой личности в условиях специального социума, получившего всемирную известность как Павлышская средняя школа. Ее задача заключалось в том, чтобы «открыть
Публикация «Статья „Формирование социально–адаптированной личности воспитанников посредством участия в выставках детского творчества“» размещена в разделах
буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития духа, где он сможет достичь вершины, проявить себя, заявить о своем «Я», черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».
Школьная жизнь – это сложная система, механизм, успех и эффективность работы которой зависит от многих факторов. Составные части единой образовательной школьной среды – это учебная работа, внеклассная работа и дополнительное образование. Для каждой составной части используются свои средства. Составляющие единой школьной среды не существуют обособленно друг от друга, а взаимодействуют, пересекаются, интегрируют. Результаты такой интеграции – факультативы, предметные кружки, концерты, спектакли, выставки. Конечным продуктом совместной деятельности всех составляющих школьной среды являются праздники, фестивали, многочисленные проекты, конкурсы, выставки детского творчества.
Участие воспитанников в этих мероприятиях, как правило, повышает их самооценку, даже, если результат не всегда высокий.
Наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Эти явления выражаются особенно интенсивно у подростков, т. к. переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению.
Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера.
Появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к взрослости, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.
Чтобы поддерживать в детях желание самосовершенствоваться, педагог всегда должен помнить о методе личной перспективы, создающей у ребенка веру в свои возможности. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги. Поэтому, участвуя в конкурсах, соревнованиях, выставках, дети готовятся с предвкушением счастья победы. Но, несомненно, победа приходит не ко всем ожидающим ее. И тем лучше, так, как есть возможность не впасть в эйфорию от бесконечных наград, а ощутить себя частью большого коллектива с равными возможностями для всех, а, значит, продолжить совершенствоваться.
Известно, что адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. И соперничество, и сотрудничество, прежде всего, характеризуются познавательными процессами — личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситуацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации.
Только научиться понимать свои ощущения и отношение к ситуации победы – поражения чаще всего ребенок может с подачи взрослого.
Адаптированность личности в социуме можно рассматривать, как такое ее состояние, которое позволяет ей проявлять свои возможности, убедиться в собственной значимости, достигать поставленных целей, поддерживать других в трудный момент.
Регулярное участие воспитанников в конкурсных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса, способствующего формированию гармоничной, социально - адаптированной личности.