Нина Усова
Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.
Поскольку в дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка, среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, то оптимальным средством развития словаря детей дошкольного возраста является игра. Дидактические игры могут быть широко использованы воспитателем в работе над развитием словаря детей дошкольного возраста.
Публикация «Формирование словаря детей старшей группы средствам использования дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Исследование словаря у детей младшего дошкольного возраста показало, что в этом возрасте у дошкольников отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки.
Для формирования словаря дошкольников весьма эффективно зарекомендовали себя дидактические игры. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Проведение дидактических игр включает :
— ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
— объяснение хода, а правила игры;
— показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
— определение роли воспитателя в игре, его участие в роли играющего, болельщика или орбита. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих;
— подведение итогов игры.
Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры стимулирует развитие словаря.
Тема: «Животный мир леса»
Цель: развитие активного словаря дошкольников.
Задачи:
— Расширять представления детей об образе жизни диких животных, их особенностях;
— Включить в словарь новые слова : травоядное животное, хищник;
— Упражнять в умении образования ласковых слов, названий детенышей животных;
Оборудование:
Картинки с изображением животных, разрезанные на 4-6 частей; картинки с силуэтным изображением животных; картинки, изображающие животных и их детенышей; заготовленные рисунки животных в черно-белом изображении
Дидактическая игра «Назови ласково»
Задание: изменить слово, сказать ласково:
Белка, лиса, волк, сова, еж, мышь, бурундук, енот, барсук, косуля, лягушка, комар, муха, паук, медведь, соболь, ящерица, муравей, дятел.
Вопросы детям: — Как можно назвать зайца ласково? – Зайчик
Дидактическое упражнение «Расскажи про животное»
Задания: Взгляните на тени этих животных. Чтоб тень превратилась в животное, надо рассказать про это животное:
Заяц, белка, лиса, медведь.
Повторите и запомните слова : хищник, травоядное.
Вопросы детям: — Кому принадлежит эта тень?
— большое или маленькое это животное?
— какого цвета у него шуба?;
— где спит?
— чем питается?
- это хищник или травоядное?
Дидактическая игра «Родители и детеныши»
Дети отвечают по одному, кто быстрей сообразит.
Вопросы: — Как зовут детенышей животных?
Дидактическая игра «Сложи картинку»
:Дети складывают картинку из частей, отвечают по очереди на вопрос воспитателя.
Задание: Составьте из частей целую картинку.
Вопросы детям: — Какое животное получилось?
— Как называется дом этого животного?
Дидактическая игра «Раскрась животное»
Воспитатель раздает детям картинки для раскрашивания с изображением диких животных.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Воспитатель: -Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. Я начну предложение, а вы подберите нужное слово, чтобы его закончить.
Зайчик летом серый, а зимой …
Лисята живут в норке, а волчата в …
Волк зимой охотится, а медведь …
У зайчонка уши длинные, а у медвежонка …
Медведь спит в берлоге, а белка в…
У лисы мех шелковистый, а у волка…
Мышонок серый, а лягушонок ….
У зайца хвостик короткий, а ушки …
Ёжик маленький, а медведь…
Белочка пушистая, а ёжик… …
Дидактическая игра «Заселяем теремок»
Дети по очереди просят пустить их пожить в теремке, а воспитатель предлагает рассказать о животном. Получается диалог:
Ребё нок: — Кто-кто в теремочке живёт? Воспитатель: — Я мышка, а ты кто?
Ребё нок: — Я лисичка-сестричка. Воспитатель: — А что ты умеешь делать?
Ребё нок: — Я крадусь, принюхиваюсь, охочусь. Воспитатель: Заходи, будем жить-поживать.
Ребё нок: -Я — рыжая белка. Бегаю по веткам. На зиму делаю запасы, орешки собираю, грибочки сушу.
— Я — медведь. Топаю по лесу, мёд ищу, ульи ворошу.
— Я — заяц. Быстро скачу, морковку грызу.
— Я- еж. Умею сворачиваться в клубок.
— Я — волк. Умею охотиться, выть, быстро бегать.
— Я -кошка. Я бегаю и играю, люблю рыбку, лакаю молочко, лижу лапу, сплю, мурлычу и мяукаю.
— Я — собака. Дом сторожу, на охоту хожу, в конуре сплю, лаю, грызу кость.
— Я — петушок. Умею кричать «Кукареку», по утрам всех бужу, клюю зерна.
— Я — корова. Мычу, даю молока, жую травку.
— Я- коза. Даю молоко, блею, щиплю травку, бодаюсь, гуляю.
— Я- лошадь. Умею скакать, ржать, копытами стучать, груз возить.
Дидактическая игра «Превращалки»
Воспитатель: Животные очень любят играть, резвиться на полянке.
Превращаться мы теперь
Будем без заминки.
И в кого мы превратимся,
Подскажут нам картинки.
(На столе разложены картинки животных. Воспитатель детям показывает картинки и предлагает изобразить маленьких детенышей, резвящихся на полянке под аудиозапись).
Дидактическая игра «Угости животное»
— Мы набегались, устали,
Угощение достали.
Всё зверюшкам раздавайте,
Кто что любит, выбирайте!
- В корзинке лежат подарки для зверей. Ребята, помогите не перепутать подарки.
(На столе лежат изображения животных. Дети выбирают любую из картинок и «угощают» своего животного. На подносе искусственные морковки, грибы, мясо, бочонок с медом, орехи)
Воспитатель: — Угостите своё животное. Для этого нужно начать свой ответ со слов «я угощу…»
Варианты ответов:
— Я угощу медвежонка малиной, медом.
— Я угощу белочку грибком, орешками.
— Я угощу волчонка косточкой.
— Я угощу лосёнка веточкой.
— Я угощу зайчонка капустой, морковкой.
— Я угощу лисичку рыбкой, молоком.
— Я угощу ёжика грибами, яблоками.
Воспитатель: Давайте вспомним всех зверей, которых мы угощали. Как их назвать одним словом? (Дикие животные или дикие звери).
Дидактическая игра «Где, чей домик»
— Звери бегали, играли
Дружно домик свой искали.
Ну-ка, помогай
Где, чей домик, угадай?
(На доске «Лесная опушка» с наклеенными жилищами животных). Ребята, найдите для каждого зверя свой домик и расскажите, где какое животное живет.
Медвежата — в берлоге;
Зайчата — под кустом;
Лисята — в норе;
Лосята — под деревом;
Волчата — в логове;
Ёжики — в норке;
Белочки — в дупле.