наталия кивал
Формирование сенсорных представлений у детей младшего возраста в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Предоставляю вашему вниманию презентацию «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста» (подборка игр)
Слайд 2
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Слайд 3
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Публикация «Формирование сенсорных представлений у детей младшего возраста в первой младшей группе» размещена в разделах
Эталонами сенсорного развития, по которым формируется личное познание мира ребенка принято считать:
-9 основных цветов спектра
-5 геометрических форм
-Три размера
-Музыкальные ноты, звуки родного языка
-Четыре вкуса
-Два температурных определения
-Пять запахов
Окончательное владение сенсорными эталонами отмечается у детей после четырех лет.
Слайд 4
Требования сенсорного воспитания для детей раннего возраста
Сайт 5
Виды сенсорных ощущений
Выделяют следующие виды сенсорных ощущений :
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов,
-обонятильные – ребенок вдыхает и учиться различать разнообразные запахи окружающего мира.
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Слайд 6
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Я хочу остановиться на визуальных и осязательных видах ощущений. И рассказать какие игры мы здесь используем.
Игры на определение цвета :
«Подбери бабочкам крылья»
«Посади божью коровку на нужный цветок»
Цель: закрепление различения основных цветов и их названий,
Содержание: У нас с вами на полянке выросли такие красивые цветы, на полянку слетелось много разноцветных бабочек. Каждая бабочка хочет сесть на цветок такого же цвета (дети работают самостоятельно, рассаживают бабочек на лепесток каждого цветка, проговаривают свои действия)
«Спрячь мышку»
Цель: учить детей подбирать одинаковые цвета, развивать восприятие цвета
Ход игры: Взрослый показывает малышу игрушечную кошку, которая готовится идти на охоту. Чтобы спрятать всех мышек, надо закрыть норки дверцами тех же цветов. Тогда кошка не заметит мышку.
Дать ребёнку время спрятать мышек, пока кошка спит; и только потом выпустить её на охоту. В случае неверного выполнения задания кошка заберёт у малыша мышку. Если это слишком расстроит ребёнка, надо помочь ему исправить ошибку.
«Тучки»
Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.
Содержание: ребенку предлагается подобрать под тучку капельку такого же цвета.
Игры на определение формы
«Подбери форму»
Цель игры: формировать умение детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Материал: квадраты вырезанные из картона с отверстиями (окошками) круглой, квадратной, треугольной формы, геометрические фигуры квадратной, треугольной и круглой формы.
«Рукавички»
Цель игры: формировать умение подбирать пару рукавичке, соответствующую контурам на рукавичках, закреплять название геометрических фигур.
Материал: рукавички с контурным изображением геометрических фигур.
«Найди предмет указанной формы»
Игры на определение размера :
«Угости зайчика морковкой»
«Собери пирамидку»
«Колечки»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по цвету, величине.
Материал: колечки разного цвета, величины.
Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать колечки в цепочку. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать колечки в определенной последовательности (по размеру, цвету)
Осязательное восприятие.
«Сенсорная коробочка»
Игра «Угадай что это»(ребенок просовывает внутрь коробки руки, ощупывает предмет и старается отгадать, что это) или «Достань что назову» (помещаются геометричемкие фигуры, ребенок на ощупь должен найти предмет который назвали). Можно (ребенок вытаскивает игрушки домашних животных и называе их)
«Накорми зайку»
«Кто в домики живет»
«Собери колпачки в бутылку»
«Пересыпашки»
«Кто спрятался»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.
Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др. Емкость заполнена фасолью, можно горохом.
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
Варианты игр.
«Найди на ощупь».
Педагог дает задание ребенку найти только животных.
«Волшебный песок»
«Тактильные крышечки»
Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
«Найди пару»
Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.
«Найди не похожие крышечки»
Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д.
Спасибо за внимание!