Татьяна Бобейко
Формирование речевого общения детей с использованием метода культурных практик
Формирование речевого общения детей с использованием метода культурных практик
Перспективы развития современного образования, определённые, в частности, в государственных образовательных стандартах, связаны с воспитанием саморазвивающейся, функционально грамотной личности – человека деятельного, культурного, проявляющего себя субъектом бытия, свободно реализующего себя в динамичном мире. В условиях социально-экономических преобразований, когда смысловой знак образования «рационализм» постепенно меняется на знак «культура» (Б. С. Гершунский, А. П. Валицкая, П. Г. Щедровицкий и др.) требуется переход «от наукоучения к логике культуры» (В. С. Библер, «от культуры полезности к культуре достоинства» (А. Г. Асмолов, ведущая ценность которой есть личность человека. Только при таком подходе возможно решение одной из главных педагогических задач – создание на каждом этапе образования условий для развития и духовного становления личности, раскрытия её субъективных потенциальных возможностей (О. С. Газман, Е. В. Бондаревская и др.).
Публикация «Формирование речевого общения детей с использованием метода культурных практик» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности с объёмом чтения. Чтение веками служило средством выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Его можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.
В последнее время мы наблюдаем низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Такое положение дел имеет свои истоки и причины. Кризис чтения обусловлен культурологическими и социальными проблемами, проблемами готовности дошкольного учреждения, семьи, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, начальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой. Поэтому вопрос воспитания у детей устойчивого интереса к литературе, приобщение детей к чтению, возрождение семейного чтения сегодня особенно актуален.
Дошкольное детство является главным этапом развития личности ребенка, его идеалов и целей жизни.
Именно книга облагораживает сердце ребенка, совершенствует его ум. Она помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Чтение книг, умелое сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.