Татьяна Панина
Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственно-временные представления у детей с ЗПР формируются дольше, чем у детей с сохранным интеллектом. Если ориентация в пространстве и во времени нарушена, то у ребенка слабо развиваются связная речь, письмо и математические представления.
Несформированность пространственно-временных представлений проявляется :
Публикация «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
• при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;
• при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
• при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
• при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;
• при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ, трудностях переключения с одного направления движения на другое.
В ходе коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР, я учитывала и принимала во внимание качественные особенности предметно-практической, продуктивной, познавательной, речевой деятельности детей.
Эти особенности их развития учитывались мной при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к ребёнку в процессе формирования пространственно-временных представлений у детей с ЗПР.
I год обучения
Цель: сформировать пространственно-временные представления у дошкольников с ЗПР от 4 до 5 лет.
Задачи первого этапа обучения:
• научить: ориентироваться в схеме собственного тела; воспринимать местоположение и удаленность предметов в пространстве (в знакомом и незнакомом помещении); воспринимать пространственные отношения между предметами; ориентироваться на листе бумаги; правильно использовать и понимать пространственные предлоги;
• сформировать : знания об окружающем пространстве; временные понятия и представления; представления о последовательности различных событий (что было раньше, что позже); умение воспроизводить временные ряды (части суток);
• расширить словарный запас;
• активизировать познавательную деятельность;
• развивать: познавательную компетентность, восприятие, внимание, память, предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, речевую сферу, воображение, сенсомоторные функции.
Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции и развитию пространственно-временных представлений (познавательной активности)
I этап (первый год обучения)
Тема Направление и примерные виды работ
I этап
Диагностика
Схема тела • Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Работа проводится по вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания, а затем с закрытыми глазами.
-Показ по инструкции взрослого (игра «Львята»)
-Использование в речи («Найди у товарища, назови правильно»)
-Работа с иллюстрациями
Части лица • Работа начинается с анализа расположения частей лица по параметрам:
-выше всего
-ниже всего
-выше, чем
-ниже, чем
• Вводятся предлоги «над», «под», «между».
-используются схемы: (над, (под, (между)
(Первоначально предлог выделяется интонационно, чтобы помочь детям ответить на вопросы : «Что находится под бровями?»
Затем детям предлагается отвечать на вопросы с использованием в речи предлогов : «Где находятся глаза?»)
Части туловища • Аналогично анализируется положение частей туловища
-рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо)
-непосредственно туловища
(шея, плечи, грудь, спина, живот)
-ног (стопа, голень, колено, бедро)
Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между» • Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем, «ниже, чем», предлоги над, под, между)
Восприятие цвета, величины, размера, формы
*Работа над закреплением представлений о цвете геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) с использованием дидактических игр («Найди свою пару», «Из каких геометрических фигур сложен рисунок» и др, на основе природного материала ( листья: цвет, форма, величина); работа с конструктором
- Работа над формообразующими движениями
- Работа над понятиями длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже; глубокий – мелкий, глубже – мельче; толстый – тонкий, толще – тоньше
Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…» - При активном участии детей анализируется, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении
- Переход к объектам во вне и введение представления «Ближе к…», «дальше от …» (Анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту).
- Проведение упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость.
Расположение объектов по отношению к собственному телу:
Предлоги «перед», «за». - По аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на уровне тела – в первую очередь рук – и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».
Работа над понятиями «ближе, чем…», «дальше, чем…» - Переход от анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения. Работа начинается с собственного тела (рук, ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости «сбоку» ( не важно: справа или слева, но анализируемые с позиций близости «ближе, чем …», «дальше, чем…»
- Работа с геометрическим материалом
II этап программы
Цель: сформировать пространственно-временные представления у дошкольников с ЗПР от 5 до 7 лет.
Задачи второго этапа обучения:
• сформировать : умение воспроизводить временные ряды (части суток, времена года, названия месяцев, дней недели); умение понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра»; умение понимать и использовать понятия «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;
• активизировать и развивать познавательную деятельность;
• развивать: умение различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) с использованием песочных часов и звукового таймера; умение определять время по часам (механическим, электронным, кварцевым) с точностью до 1 часа.
Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции и развитию пространственно-временных представлений (познавательной активности)
II этап (второй год обучения)
Тема Направление и примерные виды работ
II этап
Диагностика
Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело. - Работа над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси:
«право-лево»
-используется комплекс заданий, требующих анализа расположения отдельных частей рук, а затем ног.
-В первую очередь работа проводится с ведущей рукой ребенка (соответственно ведущей ногой).
- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции, упражнений на слухо-моторную, зрительно- моторную координацию, на развитие ритмической организации деятельности.
Отработка понятий «правее, «левее» относительно собственного тела -
- Работа над понятиями «правее», «левее»
- В отношении правой руки- то, что «дальше», то «правее;
в отношении левой руки- то, что «дальше», то «левее».
-По аналогии отрабатываются и закрепляются указанные представления на правой и левой ногах
- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции.
Работа над представлениями : «слева от…»,«справа от…», «левее, чем…»,«правее, чем…» *Переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой-левой» ориентировки. Отрабатываются представления «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…», (необходимо возвращаться к ранее усвоенным представлениям, чередуя их с осваиваемыми в этот момент)
Работа над представлением «Сзади» «Для завершения овладения топологическими, координаторными и метрическими представлениями с выходом на целостное представление о пространстве необходимо отработать пространственное представление «сзади» как в его метрической части – ближе ко мне (сзади, дальше от меня (сзади, так и координаторной части – сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.
Определение сторонности объектов, находящихся напротив - Работа над определением «правой-левой» стороны у объекта, человека, находящегося напротив. Дидактические игры: «Покажи у товарища», «Твоя правая рука – моя правая рука» и др.
Работа с линейной последовательностью предметного ряда -Работа с предметами, расположенными в неизменном порядке, в определенном направлении (слева – направо). Например: первым (в крайней левой позиции) изображается арбуз, вторым виноград, и так до десяти изображений. Далее определяется, что было нарисовано «До» какого-либо из изображений и, соответственно, «после» него.
Работа с числовым рядом - По аналогии анализируется число «перед» каким-либо («предыдущий» и число «после» какого-либо или «за» каким либо («следующий»)
- Работа над понятием «между».
- Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после (него)» – справа от него в числовом ряду. Работа над понятием «соседи» числа.
- Работа над пропедевтикой трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.
Формирование временных представлений - Анализ временного распорядка дня ребенка. Для этого анализируется, что ребенок делает в первую очередь «после» того, как он проснулся, что делает «после» этого и т. д.
- Со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», соответственно – «до» и «после», на конкретном распорядке дня.
- По аналогичной схеме прописываются последовательности:
-времени суток
-времен года (анализируется, какое время года было «до», какое «после», какое «между»)
-дней недели
-месяцев в году
- Упражнения на развитие серийной организаций деятельности
- Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. ( Например: «После какого времени года наступает…», «Перед, каким днем недели наступает… и т. д.
Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов Осуществляется работа по формированию навыка ориентировки и определения времени на циферблате стрелочных часов. Анализируются представления : «что было раньше», «что позже», «что до …», что после …», т. е. что произошло вначале, а что потом. В последнюю очередь отрабатывается установление времени с точностью до минуты.
Итоговое занятие Диагностика
Направления работы.
диагностическая — комплексное обследование детей, знакомство родителей с результатами диагностического обследования;
коррекционно - развивающая — своевременная специализированная помощь в освоении содержания обучения и коррекция недостатков детей с нарушениями пространственно-временных представлений;
консультативная — подготовка рекомендаций родителям по оказанию помощи детям ( раздаточный дидактический материал: памятки, буклеты, листовки-распечатки.).
Форма проведения занятий : индивидуальная, подгрупповая.
Периодичность занятий — 3 раз в неделю, продолжительность занятия — от 15 до 20 минут, в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями ребенка с ЗПР.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап: предварительная индивидуальная диагностика (изучение, выявление, анализ полученных данных о пространственно-временных представлениях); оценка предварительных результатов диагностики и информирование родителей.
2. Основной этап: согласование графика занятий с режимом дня и расписанием непрерывной образовательной деятельности, проведение занятий; консультативное сопровождение.
3. Заключительный этап: повторная диагностика, чтобы выявить уровень освоения программы, динамику развития ребенка; информирование родителей о полученных результатах.
В начале года и в конце года проводиться мониторинг психического развития детей с ЗПР.
В структуру каждого занятия входят упражнения, которые направлены на развитие:
• пространственных представлений;
• временных представлений;
• общей моторики или нейродинамических показателей;
• математических представлений.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием, имеются проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственных отношений.
Прежде всего, у детей с ЗПР отмечается значительное количество пропусков предлогов или их неправильное употребление при выполнении заданий на повторение различных предложений, и особенно при пересказе или в самостоятельной речи. Часто встречается неадекватное обозначение определенных временных периодов при повторении предложений. При составлении самостоятельного рассказа по картинкам и при пересказе текста у дошкольников с ЗПР выявляются трудности или невозможность отразить с помощью имеющихся у них речевых средств категории времени. Наряду с описанными сложностями вербального выражения пространственных отношений, у детей с ЗПР обнаруживаются трудности в понимании этих отношений. Дети не только не могут исправить ошибку, допущенную при построении предложения, но часто не замечают её вовсе. Так же у детей с ЗПР имеется недостаточное понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношения.
У большинства дошкольников с ЗПР возникают серьёзные трудности и при расположении серии сюжетных картин в правильном порядке. Чем больше картин в серии, тем сложнее детям объединить их в единое смысловое целое. Это говорит об отсутствии у них способности одновременного, целостного восприятия комплекса стимулов (в данном случае картинок, которая чаще всего является результатом нарушений симультанных синтезов, возникающих из-за несовершенства пространственного гнозиса.
Эффективность регулярных коррекционно-развивающих занятий дошкольникам ЗПР помогает усвоить пространственно-временные представления.
К концу дошкольного возраста у детей с ЗПР формируется такие знания о пространстве как :
• форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник,
• величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам, протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно,
• положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.
Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.
Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие понятия: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, быстро – медленно, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье, понятия, определяющие последовательность событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т. д.)
При знакомстве с днями недели объясняю детям, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Для уточнения и закрепления знаний о днях недели использую различные игры и упражнения: «Живая неделя», «Назови соседей» и т. д.
При знакомстве с временами года использую модель времен года, для закрепления представлений о месяцах использую упражнение: «Угадай, какой месяц».
При знакомстве с часами детям предлагаю следующие задания : нарисуй циферблат; назови по порядку числа; покажи часовую (минутную) стрелку; если минутная стрелка стоит на числе 12, а часовая на 1, значит, времени – …; если времени половина пятого, то где будут стоять часовая и минутная стрелка.
У старших дошкольников ЗПР формируются и уточняются понятия о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т. д.)
В процессе работы задействуются разные формы и методы обучения, которые стараюсь как можно чаще менять, чтобы увлечь ребенка, мотивировать его и сфокусировать его внимание на прохождении заданий.
Используя игровые способы развития пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений и усидчивости с помощью координационно-развивающей работы, уровень развития пространственно - временных представлений у детей ЗПР улучшился недостаточно к концу учебного года.
В 2019 – 2020 учебном году выпуск из группы 5 человек:
• Абдулгалимов Арсен - обучение по основной общеобразовательной программе начального общего образования при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста в 1 (первом) классе с сентября 2020 года.
• Багин Марк - обучение по основной общеобразовательной программе начального общего образования в 1 (первом) классе с сентября 2020 года, занятия с учителем-логопедом – требуется по (коррекции звукопроизношения/совершенствованию фонематических процессов).
• Гусева Серафима – обучение по АООП начального образования с созданием условий для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР (ниже возрастной нормы, вариант 7,2)
• Исаев Константин - обучение по АООП начального образования с созданием условий для обучающихся с ОВЗ,
• Симонов Андрей - обучение по основной общеобразовательной программе начального общего образования при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста в 1 (первом) классе с сентября 2020 года.
Коррекционное воздействие по устранению недостатков пространственно-временных представлений у детей с ЗПР должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.
Это позволило сделать вывод: так как дети с каждый учебным годом выпускаются в школу и в группу приходят новые, я считаю продолжить дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками ЗПР для наилучших результатов.