МААМ-картинки

Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР

Татьяна Панина
Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Пространственно-временные представления у детей с ЗПР формируются дольше, чем у детей с сохранным интеллектом. Если ориентация в пространстве и во времени нарушена, то у ребенка слабо развиваются связная речь, письмо и математические представления.

Несформированность пространственно-временных представлений проявляется :

Публикация «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

• при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;

• при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;

• при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;

• при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;

• при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ, трудностях переключения с одного направления движения на другое.

В ходе коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР, я учитывала и принимала во внимание качественные особенности предметно-практической, продуктивной, познавательной, речевой деятельности детей.

Эти особенности их развития учитывались мной при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к ребёнку в процессе формирования пространственно-временных представлений у детей с ЗПР.

I год обучения

Цель: сформировать пространственно-временные представления у дошкольников с ЗПР от 4 до 5 лет.

Задачи первого этапа обучения:

научить: ориентироваться в схеме собственного тела; воспринимать местоположение и удаленность предметов в пространстве (в знакомом и незнакомом помещении); воспринимать пространственные отношения между предметами; ориентироваться на листе бумаги; правильно использовать и понимать пространственные предлоги;

сформировать : знания об окружающем пространстве; временные понятия и представления; представления о последовательности различных событий (что было раньше, что позже); умение воспроизводить временные ряды (части суток);

• расширить словарный запас;

• активизировать познавательную деятельность;

развивать: познавательную компетентность, восприятие, внимание, память, предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, речевую сферу, воображение, сенсомоторные функции.

Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции и развитию пространственно-временных представлений (познавательной активности)

I этап (первый год обучения)

Тема Направление и примерные виды работ

I этап

Диагностика

Схема тела • Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Работа проводится по вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания, а затем с закрытыми глазами.

-Показ по инструкции взрослого (игра «Львята»)

-Использование в речи («Найди у товарища, назови правильно»)

-Работа с иллюстрациями

Части лица • Работа начинается с анализа расположения частей лица по параметрам:

-выше всего

-ниже всего

-выше, чем

-ниже, чем

• Вводятся предлоги «над», «под», «между».

-используются схемы: (над, (под, (между)

(Первоначально предлог выделяется интонационно, чтобы помочь детям ответить на вопросы : «Что находится под бровями?»

Затем детям предлагается отвечать на вопросы с использованием в речи предлогов : «Где находятся глаза?»)

Части туловища • Аналогично анализируется положение частей туловища

-рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо)

-непосредственно туловища

(шея, плечи, грудь, спина, живот)

-ног (стопа, голень, колено, бедро)

Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между» • Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем, «ниже, чем», предлоги над, под, между)

Восприятие цвета, величины, размера, формы

*Работа над закреплением представлений о цвете геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) с использованием дидактических игр («Найди свою пару», «Из каких геометрических фигур сложен рисунок» и др, на основе природного материала ( листья: цвет, форма, величина); работа с конструктором

- Работа над формообразующими движениями

- Работа над понятиями длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже; глубокий – мелкий, глубже – мельче; толстый – тонкий, толще – тоньше

Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…» - При активном участии детей анализируется, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении

- Переход к объектам во вне и введение представления «Ближе к…», «дальше от …» (Анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту).

- Проведение упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость.

Расположение объектов по отношению к собственному телу:

Предлоги «перед», «за». - По аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на уровне тела – в первую очередь рук – и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».

Работа над понятиями «ближе, чем…», «дальше, чем…» - Переход от анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения. Работа начинается с собственного тела (рук, ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости «сбоку» ( не важно: справа или слева, но анализируемые с позиций близости «ближе, чем …», «дальше, чем…»

- Работа с геометрическим материалом

II этап программы

Цель: сформировать пространственно-временные представления у дошкольников с ЗПР от 5 до 7 лет.

Задачи второго этапа обучения:

сформировать : умение воспроизводить временные ряды (части суток, времена года, названия месяцев, дней недели); умение понимать слова «вчера», «сегодня», «завтра»; умение понимать и использовать понятия «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»;

• активизировать и развивать познавательную деятельность;

развивать: умение различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) с использованием песочных часов и звукового таймера; умение определять время по часам (механическим, электронным, кварцевым) с точностью до 1 часа.

Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции и развитию пространственно-временных представлений (познавательной активности)

II этап (второй год обучения)

Тема Направление и примерные виды работ

II этап

Диагностика

Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело. - Работа над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси:

«право-лево»

-используется комплекс заданий, требующих анализа расположения отдельных частей рук, а затем ног.

-В первую очередь работа проводится с ведущей рукой ребенка (соответственно ведущей ногой).

- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции, упражнений на слухо-моторную, зрительно- моторную координацию, на развитие ритмической организации деятельности.

Отработка понятий «правее, «левее» относительно собственного тела -

- Работа над понятиями «правее», «левее»

- В отношении правой руки- то, что «дальше», то «правее;

в отношении левой руки- то, что «дальше», то «левее».

-По аналогии отрабатываются и закрепляются указанные представления на правой и левой ногах

- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции.

Работа над представлениями : «слева от…»,«справа от…», «левее, чем…»,«правее, чем…» *Переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой-левой» ориентировки. Отрабатываются представления «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…», (необходимо возвращаться к ранее усвоенным представлениям, чередуя их с осваиваемыми в этот момент)

Работа над представлением «Сзади» «Для завершения овладения топологическими, координаторными и метрическими представлениями с выходом на целостное представление о пространстве необходимо отработать пространственное представление «сзади» как в его метрической части – ближе ко мне (сзади, дальше от меня (сзади, так и координаторной части – сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.

Определение сторонности объектов, находящихся напротив - Работа над определением «правой-левой» стороны у объекта, человека, находящегося напротив. Дидактические игры: «Покажи у товарища», «Твоя правая рука – моя правая рука» и др.

Работа с линейной последовательностью предметного ряда -Работа с предметами, расположенными в неизменном порядке, в определенном направлении (слева – направо). Например: первым (в крайней левой позиции) изображается арбуз, вторым виноград, и так до десяти изображений. Далее определяется, что было нарисовано «До» какого-либо из изображений и, соответственно, «после» него.

Работа с числовым рядом - По аналогии анализируется число «перед» каким-либо («предыдущий» и число «после» какого-либо или «за» каким либо («следующий»)

- Работа над понятием «между».

- Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после (него)» – справа от него в числовом ряду. Работа над понятием «соседи» числа.

- Работа над пропедевтикой трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.

Формирование временных представлений - Анализ временного распорядка дня ребенка. Для этого анализируется, что ребенок делает в первую очередь «после» того, как он проснулся, что делает «после» этого и т. д.

- Со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», соответственно – «до» и «после», на конкретном распорядке дня.

- По аналогичной схеме прописываются последовательности:

-времени суток

-времен года (анализируется, какое время года было «до», какое «после», какое «между»)

-дней недели

-месяцев в году

- Упражнения на развитие серийной организаций деятельности

- Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. ( Например: «После какого времени года наступает…», «Перед, каким днем недели наступает… и т. д.

Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов Осуществляется работа по формированию навыка ориентировки и определения времени на циферблате стрелочных часов. Анализируются представления : «что было раньше», «что позже», «что до …», что после …», т. е. что произошло вначале, а что потом. В последнюю очередь отрабатывается установление времени с точностью до минуты.

Итоговое занятие Диагностика

Направления работы.

диагностическая — комплексное обследование детей, знакомство родителей с результатами диагностического обследования;

коррекционно - развивающая — своевременная специализированная помощь в освоении содержания обучения и коррекция недостатков детей с нарушениями пространственно-временных представлений;

консультативная — подготовка рекомендаций родителям по оказанию помощи детям ( раздаточный дидактический материал: памятки, буклеты, листовки-распечатки.).

Форма проведения занятий : индивидуальная, подгрупповая.

Периодичность занятий — 3 раз в неделю, продолжительность занятия — от 15 до 20 минут, в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями ребенка с ЗПР.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап: предварительная индивидуальная диагностика (изучение, выявление, анализ полученных данных о пространственно-временных представлениях); оценка предварительных результатов диагностики и информирование родителей.

2. Основной этап: согласование графика занятий с режимом дня и расписанием непрерывной образовательной деятельности, проведение занятий; консультативное сопровождение.

3. Заключительный этап: повторная диагностика, чтобы выявить уровень освоения программы, динамику развития ребенка; информирование родителей о полученных результатах.

В начале года и в конце года проводиться мониторинг психического развития детей с ЗПР.

В структуру каждого занятия входят упражнения, которые направлены на развитие:

пространственных представлений;

• временных представлений;

• общей моторики или нейродинамических показателей;

• математических представлений.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием, имеются проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственных отношений.

Прежде всего, у детей с ЗПР отмечается значительное количество пропусков предлогов или их неправильное употребление при выполнении заданий на повторение различных предложений, и особенно при пересказе или в самостоятельной речи. Часто встречается неадекватное обозначение определенных временных периодов при повторении предложений. При составлении самостоятельного рассказа по картинкам и при пересказе текста у дошкольников с ЗПР выявляются трудности или невозможность отразить с помощью имеющихся у них речевых средств категории времени. Наряду с описанными сложностями вербального выражения пространственных отношений, у детей с ЗПР обнаруживаются трудности в понимании этих отношений. Дети не только не могут исправить ошибку, допущенную при построении предложения, но часто не замечают её вовсе. Так же у детей с ЗПР имеется недостаточное понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношения.

У большинства дошкольников с ЗПР возникают серьёзные трудности и при расположении серии сюжетных картин в правильном порядке. Чем больше картин в серии, тем сложнее детям объединить их в единое смысловое целое. Это говорит об отсутствии у них способности одновременного, целостного восприятия комплекса стимулов (в данном случае картинок, которая чаще всего является результатом нарушений симультанных синтезов, возникающих из-за несовершенства пространственного гнозиса.

Эффективность регулярных коррекционно-развивающих занятий дошкольникам ЗПР помогает усвоить пространственно-временные представления.

К концу дошкольного возраста у детей с ЗПР формируется такие знания о пространстве как :

форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник,

• величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам, протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно,

• положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие понятия: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, быстро – медленно, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье, понятия, определяющие последовательность событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т. д.)

При знакомстве с днями недели объясняю детям, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Для уточнения и закрепления знаний о днях недели использую различные игры и упражнения: «Живая неделя», «Назови соседей» и т. д.

При знакомстве с временами года использую модель времен года, для закрепления представлений о месяцах использую упражнение: «Угадай, какой месяц».

При знакомстве с часами детям предлагаю следующие задания : нарисуй циферблат; назови по порядку числа; покажи часовую (минутную) стрелку; если минутная стрелка стоит на числе 12, а часовая на 1, значит, времени – …; если времени половина пятого, то где будут стоять часовая и минутная стрелка.

У старших дошкольников ЗПР формируются и уточняются понятия о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т. д.)

В процессе работы задействуются разные формы и методы обучения, которые стараюсь как можно чаще менять, чтобы увлечь ребенка, мотивировать его и сфокусировать его внимание на прохождении заданий.

Используя игровые способы развития пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений и усидчивости с помощью координационно-развивающей работы, уровень развития пространственно - временных представлений у детей ЗПР улучшился недостаточно к концу учебного года.

В 2019 – 2020 учебном году выпуск из группы 5 человек:

• Абдулгалимов Арсен - обучение по основной общеобразовательной программе начального общего образования при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста в 1 (первом) классе с сентября 2020 года.

• Багин Марк - обучение по основной общеобразовательной программе начального общего образования в 1 (первом) классе с сентября 2020 года, занятия с учителем-логопедом – требуется по (коррекции звукопроизношения/совершенствованию фонематических процессов).

• Гусева Серафима – обучение по АООП начального образования с созданием условий для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР (ниже возрастной нормы, вариант 7,2)

• Исаев Константин - обучение по АООП начального образования с созданием условий для обучающихся с ОВЗ,

• Симонов Андрей - обучение по основной общеобразовательной программе начального общего образования при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста в 1 (первом) классе с сентября 2020 года.

Коррекционное воздействие по устранению недостатков пространственно-временных представлений у детей с ЗПР должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.

Это позволило сделать вывод: так как дети с каждый учебным годом выпускаются в школу и в группу приходят новые, я считаю продолжить дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками ЗПР для наилучших результатов.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 12:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Панина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД