Алевтина Смирнова
Консультация для родителей «Формирование просодической стороны речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование просодической стороны речи у детей
Департамента образования администрации городского округа Самара
Октябрьского района.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 160" Городского округа Самара
Консультация для родителей на тему :
«Формирование просодической стороны речи у детей»
Выполнила:
Смирнова
Алевтина Леонтьевна
Воспитатель коррекционной группы
МБДОУ№160
Городского округа Самара
Публикация «Консультация для родителей „Формирование просодической стороны речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Чтобы ребенок умел Вас слышать, обратите внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их четко и спокойно и доброжелательно. Речь, обращенная к ребенку, должна быть понятна для ребенка, словесные инструкции посильны для его понимания.
Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:
Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
Формирование длительного фонационного выдоха.
Формирование речевого выдоха.
Нарушения просодической стороны речи у детей с логоневрозом заикания проявляется в нарушении: речевого дыхания; навыков рациональной голосоподачи и голосоведения (силы голоса, высоты, тембра); четкости произношения; темпа речи; ритма речи; интонационной незавершенности окончания фразы; синтагматического ударения внутри фразы; отсутствии пауз в конце синтагм и фраз.
Речь тесным образом связана с личностью ребенка, так как важнейшей функцией речи является коммуникативная. Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении состояния просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности, ее сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности детей с логоневрозом приводят к нарушению социальной адаптации.
Педагоги группы реализуют следующие задачи по развитию голоса:
• формировать правильное дыхание;
• формировать плавность и слитность произношения;
• развивать методико-интонационную сторону речи;
• формировать навык владения голосовыми модуляциями;
• развивать слуховой контроль.
Совместная работа коррекции речи, родителей и педагогов способствует
формированию новых речевых навыков у детей.
Просодика (темпо-ритмическая интонационная сторона речи)
дает возможность для ребенка регулировать силу голоса, говорить тише, громче;
Понимать и различать вопросительную, побудительную, повествовательную интонации,
Может передавать голосом оттенки чувств и эмоций;
По тону вашего голоса, по интонации ребенок может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение.
Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.
Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается диафрагмальное дыхание.
Обратите внимание на короткий глубокий вдох и длительный ротовой выдох.
Совместно с детьми, предлагаем детям следующие упражнения.
«Подуем на листочки»
Рамка, с подвешенными к ней листочками.
Взрослый показывает правильное выполнение упражнения:
Носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок.
Обратить внимание на то, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
«Листья шелестят»
Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».
«Покачай игрушку»
Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки.
Эти маленькие друзья помогают ребенку, служат дополнительной мотивацией при проведении таких упражнений, игрушки помогут принимать участие в упражнениях.
Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься вверх
Во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
Вдох и выдох - через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох)
Качели вниз (выдох,
Крепче ты дружок держись.
«Футбол»
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот.
Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
«Бабочка»
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках.
Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела
(при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Насос»
Возьмем в руки палочку, как рукоятку насоса, и думаем, что накачиваем шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Шину надо быстро качать и ехать дальше. Повторяем вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох – мгновенный, как укол. Затем можно сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе (шиш, шуш, шаш, зиз, зуз, заз)
«Воздушный шарик»
Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
При выполнении упражнений необходимо следовать определенной технике:
• Воздух набирать через нос
• Плечи не поднимать
• Выдох должен быть длительным и плавным
• Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки
• Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
1 упражнение.
Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и? А о_у и!
Аоуи - аоуи? аоуи - аоуи!
2 упражнение. «Определи тон».
Произнесите фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза ^ Завтра обещают дождь: - радостно,
- грустно,
- равнодушно,
- удивленно,
- с досадой и огорчением.
3 упражнение. «Произнеси по-разному».
Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией:
• Удивленно.
• Радостно.
• Недовольно.
• Испуганно.
4 упражнение.
Произнесите данные слова, выражая голосом разные
чувства и настроения. А ребенок попробует определить эти чувства.
«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой.
5 упражнение.
Расскажите стихотворение так, чтобы стало понятно, как
относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.
Футбол. Сказала тетя:
• Фи, футбол! - с пренебрежением Сказала мама:
• Фу, футбол! - с отвращением Сестра сказала:
• Ну, футбол! - разочарованно А я ответил:
• Во, футбол! - восторженно
6 упражнение.
Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.
7 упражнение.
Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.
^ Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? - это нос?
8 упражнение.
Отработка интонации восклицательного предложения.
Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
Игры и упражнения на расширение звуко-высотного диапазона.
«Океанский лайнер»
Произнеси звук (У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
«Пчелка»
Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
«Пожарная машина»
Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.
«Три медведя»
Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
Упражнения на развитие силы голоса.
«Гудок паровоза».
Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
«Ауканье».
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
«Вьюга».
Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».
Упражнение на усиление голоса
(беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко) :
ОООО
АААА
АУИ АУИ АУИ АУИ
Упражнение ослабление голоса
(громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция) :
УУУу
ЖЖЖж
ABA ABA ABA ава
Упражнение на счет.
Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса: 12345
Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 54321
«Дни недели»
Назовем дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;
среда, четверг - шепот;
пятница, суббота - голосом средней силы;
воскресенье - громко;
суббота, пятница - голосом средней силы;
четверг, среда - шепот;
вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.
Игра на развитие полетности голоса «Эхо».
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
• Как медленно вертится колесо!
• Помогите, человек тонет!
• Как долго тянется зима!
• Скорей бежим домой!
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
• Как медленно вертится колесо!
• Помогите, человек тонет!
• Как долго тянется зима!
• Скорей бежим домой!
Игры на совершенствование чувства ритма
Игра «Барабанщик»
Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Памм! Памм! Памм!
Игра «Дирижер»
Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение
Сидит киска на заборе,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.
Игра «День и ночь»
По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.
Игра «Узнай по голосу»
Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие дети начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»
Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.
Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз
Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
• Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.
Сколько ответов можно дать на вопрос : Мы летом поедем в деревню?
Расскажи стихотворение, соблюдая паузы:
Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой –
В каждом я и ты со мной!
«Меня зовут»
Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.
Занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса
меняет условия формирования личности, ее сознание, самосознание.
Успешное овладение ребенком упражнений, формируют уверенность в своих силах, повышается самооценка ребенка, успешно осуществляется коммуникативные навыки в общении с другими детьми в детском коллективе. Улучшается социальная адаптация ребенка в окружающем мире.
Усилия педагогов группы и родителей направлены на восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребёнка.
Литература.
1. Андронова, Л. З. «Коррекция интонационной стороны речи при заикании»
// ж. «Дефектология», 1988 г., №6.
2. Артемов, В. А. «Метод структурно-функционального изучения речевой интонации». – М., 1974 г.
3. Брызгунова, Е. А. «Звуки и интонация русской речи» - М., 1972 г.
4. Волкова, Г. А. «Логопедическая ритмика: Учеб для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003 г.
5. Горбушина, Л. А., Николаичева, А. П. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста: Учебное пособие. – М., просвещение 1978 г.
6. Дмитриева, Е. Д. «Методика родного языка. Выразительное чтение: Учебное пособие. – М., 1968 г.
7. Карпинская, Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». – М. ,1972 г.
8. Михайлова, Е. А. «О роли и специфике невербальных средств в процессе коммуникации заикающихся» / «Логопед в детском саду» № 2/ 2005 г.
9. Нищева Н.
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. ФГОС». / Детство-Пресс, 2017 г.