Балякина Инна
Консультация «Формирование речи детей в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из условий нормального развития ребенка и дальнейшего обучения в школе. Для правильного воздействия на формирования речи необходимо оценить состояние здоровья детей, так как в последнее время увеличилось количество детей с различными отклонениями, при этом одной из первых страдает именно речь. Задержка речевого развития затормаживает развитие мышления (формируется ЗПРР).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
ЗПРР диагностируются у детей старше 5-ти лет. Это ясно почему: ребенок активно начинает общаться с окружающими и родители замечают неладное. Чем раньше заметят родители признаки данного заболевания - в идеале в 2-3 года, тем больше надежд на выздоровление.
Я много лет проработала с детьми младшего дошкольного возраста. Не секрет, что когда дети поступают в дошкольные учреждения в раннем возрасте, они плохо говорят или не говорят совсем. Если сравнивать речь детей прошлых лет и современных, то с каждым годом она становится хуже. Если раньше это было 2-3 неразговаривающих ребенка, то сейчас с точностью наоборот. На это есть ряд причин:
- плохое питание;
- экология;
- занятость родителей;
- отсутствие знаний у родителей о вопросу развития речи у детей. А именно, если с 6-ти месяцев не разговаривать с ребенком, то упускается момент развития тонкого фономатического слуха, вследствие чего происходит задержка общего речевого развития. А задержка речевого развития в свою очередь влияет и на развитие мышления.
Работая над этой проблемой, я изучила много литературы и взяла за основу принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений и классификацию А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры по возрастающей степени сложности.
Опираясь на систему раннего обучения чтению, я начала работать с детьми, используя двусложные слова, состоящие из открытых слогов, например: вата, баня, дыня.
Создала пособие по данной теме, чтобы ребенок зрительно мог запомнить буквы. Так в процессе многократных показов, ребенок не только фотографически запоминает слова, но и из каких букв состоит слово.
Используя систему раннего обучения чтению словами, я слово напечатала под картинкой и выделила красным цветом, чтобы привлечь внимание ребенка, но при этом не задаваясь целью обучить чтению. Я просто использовала этот момент в своей работе, а вдруг в дальнейшем это поможет ребенку.
Если в сентябре дети не разговаривали, то уже в ноябре-декабре они могли произнести двусложные и трехсложные слова, например: вата, бананы.
Одновременно я не хотела останавливаться на месте и формировала дидактический материал по развитию связной речи у детей. Этим я пыталась формировать произношение предложений, например: Катя иди, Катя неси, Миша спи.
В настоящее время я работаю воспитателем логопедической группы. Созданные до этого пособия, я активно использую в своей работе, а именно:
- по формированию слоговой структуры (баня, мята)
- для развития связной речи, где я использую образцы предложений и дети пытаются сделать его распространенным, добавляя по одному слову. ([ ___ ___.)
Вместе с учителем-логопедом мы создали дидактическое пособие для детей, которые плохо запоминают буквы. Это пособие помогает работать над звуковым анализом состава слова, например:
Также, просмотрев материал по развитию речи в интернете, я нашла материал похожий на пособие под ред. Ж. Травкиной. (грамматический кубик). Оно помогает отрабатывать слова-действия, притяжательные местоимения, согласование существительных с числительными, а игра "Жадина" помогает согласовывать притяжательные местоимения "мой", "моя", "мое", "мои" с именами существительными в роде и числе.
Вместе с учителем-логопедом мы создали дидактический материал для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста : "Звуковые дорожки".