Дымова Ульяна
Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем легче ему познавать окружающую действительность. У ребёнка с хорошей речью складываются полноценные отношения с взрослыми и сверстниками. Восприятие, внимание, память, мышление активнее развиваются у детей с правильной речью.
Чтобы у ребёнка появилась речь, а в дальнейшем правильно развивалась, нужна речевая среда. Важен образец речи взрослых. Важно чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления, она не является врождённой способностью человека и формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи ребёнка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты.
Правильная речь - это соблюдение в речи действующих норм языка: норм произношения, ударения, лексики, грамматического строя, словообразования, слоговой структуры слова.
Логопедическое обследование показало, что у 80 % детей логопедической группы с общим недоразвитием речи нарушены все составляющие компоненты правильной речи. Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи - одна из основных задач в работе учителя - логопеда.
Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребёнок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.
Цель обучения произношению – воспитать у детей четкую, внятную, выразительную речь. Своеобразие в осуществлении этой задачи по отношению к детям с общим недоразвитием речи обусловлено тем, что в процессе овладения произношением у них возникают специфические затруднения, связанные как с усвоением звуков, так и с усвоением ритмически организованной звукослоговой структуры речи. Формирование произношения обязательно предполагает восприятие звуковых элементов речи и их воспроизведение. В то же время точное слуховое восприятие звуков и слов невозможно без опоры на артикулирование.
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным, генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Работа по коррекции нарушений звукопроизношения была предложена М. Ф. Фомичёвой. Эта работа состоит из следующих разделов:
-обследование звукопроизношения детей;
-коррекция нарушенных звуков речи, включающая развитие движений органов артикуляционного аппарата и усвоение фонетической и фонематической сторон речи (постановка звука, различение звуков речи по акустическим и артикуляционным признакам, автоматизация и введение в речь сформированных звуков).
В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка.
Формирование правильного произношения, это продолжительный, непростой процесс, он включает несколько этапов.
Различают 4 основных этапа исправления нарушений звукопроизношения:
подготовительный, постановки звука, автоматизации звука и дифференциации (в случаях замены одного звука другим или смешениях). Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, которые воспитывают внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е., все, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
1 этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.
Выработать движения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для неё подбираются целенаправленно. Артикуляционная гимнастика в структуре занятия по коррекции звукопроизношения проводится в начале занятия в течение трёх-пяти минут. Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические и динамические. Статические упражнения нацелены на развитие у детей умения удерживать заданный артикуляционный способ («Заборчик», «Баранка», «Горка», «Грибок», «Чашка»). Динамические упражнения направлены на развитие объёма артикуляционных движений («Сладкое варенье», «Гармошка», «Цоканье», «Пистолет и автомат»). Артикуляционные упражнения выполняются сидя за столом, перед зеркалом. Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение («Кто как кричит?», «Чей домик?», артикуляционная гимнастика. Для развития речевого дыхания проводят дыхательные упражнения. Они направлены на выработку диафрагмального дыхания, глубокого бесшумного носового вдоха и длительного ротового выдоха (без надувания щёк).
2 этап – становление звуков речи, или постановка звука.
Цель данного этапа состоит в формировании первоначальных умений правильного произнесения звука и достигается двумя способами: по подражанию и с механической помощью. При этом создаются новые нервные связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. Постановка звука начинается с легких произносительных упражнений и заканчивается более сложными упражнениями. Последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Основной принцип постановки звуков - звуки ставятся группами в зависимости от сходства по месту артикуляции
3 этап – этап автоматизации (закреплении) звука. На этом этапе проходят многократные тренировки с соблюдением определённой последовательности. С точки зрения высшей нервной деятельности, при автоматизации звука происходит закрепление относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О. В. Правдина). Начинается автоматизация с прямого слога. Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Ребёнок произносит слоги, слова. После безошибочного использования звука в слове можно переходить к автоматизации и в
предложении. Нарастает усложнение речевого материала. Ребёнок упражняется произносить, чистоговорки, стихи, скороговорки рассказы.
4 этап – этап дифференциации смешиваемых звуков (различение). В его основе лежит дифференцированное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Работа по формированию фонематического восприятия проходит поэтапно:
1-узнавание неречевых звуков;
2-различение высоты, силы, голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
3-различение слов, близких по звуковому составу;
4-дифференциация слогов;
5-дифференциация фонем;
6-развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Необходимо научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и сравнивать собственную речь с речью других. Контролирование собственной речи является непростой задачей для ребёнка. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков с применение игровых методик и упражнений. В завершении этого этапа дети должны уметь определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Состояние звукопроизносительной стороны речи находится в прямой зависимости от достижений современной медицины. Специальные трейнеры позволяют добиться позитивных результатов в коррекционной работе.
Занятия по коррекции нарушения звукопроизношения должны проводиться системно и после, в тесном взаимодействии с родителями и воспитателями с применением современной наглядности и игровых методик.
Используемая литература
1. Логопедия. Теория и практика. Под редакцией д. п. н., профессора Т. Б. Филичевой.
2. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. ,2014.
3. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии, М. ,2017.