Светлана Владимировна Масаева
Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое объединение воспитателей
раннего и младшего дошкольного возраста
Место проведения: МБДОУ №106 «Детский сад присмотра и оздоровления»
г. Кемерово.
Провели: педагогический коллектив МБДОУ №106 «Детский сад присмотра и оздоровления» г. Кемерово.
Участники: воспитатели детей раннего и младшего дошкольного возраста города Кемерово.
Тема семинара – практикума :
«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста по средствам экспериментальной деятельности»
Публикация «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, организации детского экспериментирования, совершенствование педагогического мастерства.
План проведения:
1. Вступление – приветствие (старший воспитатель – руководитель МО)
Психологический этюд «Доброе сердце»
(игра проводится с присутствующими педагогами)
Цель: формирование эмоционального благополучия и сплоченности в коллективе.
Старший воспитатель: "Уважаемые коллеги, давайте прислушаемся к своему сердцу, послушаем и ощутим, как оно бьется, излучая свою доброту всему окружающему. А теперь, давайте, возьмемся за руки и частичку своей доброты подарим друг другу. Видите, какое хорошее настроение теперь у всех вас! На лицах появились улыбки. С таким настроением теперь мы можем начать нашу работу.
Познавая мир, ребёнок делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.
Коллеги посмотрите на то, что у меня в руках: губка (круглая, пипетка, ситечко, шприц, ложечки, резиновая груша, трубочки. Стаканчики, салфетки, детский дуршлаг, вилочка. Посмотрите на эти предметы, расскажите, как бы вы их использовали в исследовании опытно-экспериментальной деятельности ребенка.
(Ответы педагогов). Молодцы. Сколько игр вы уже придумали и перечислили. Здорово. И вот эти бы, казалось бы, обычные на первый взгляд предметы, превращаются в необыкновенные, волшебные игрушки для проведения опытов и экспериментов, для исследовательской деятельности. То есть обычные предметы и игрушки, можно с легкостью превратить в интересные и увлекательные игры, эксперименты и опыты, игрушки- эксперименты, немножко лишь их приукрасить, чтобы это было похоже на сказочных героев-персонажей.
В занятиях с детьми основное внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия у детей. Исследование выстраивает педагог, а воспитанники открыты поиску и новой информации. Следует помнить, что детки этого возраста стремятся подражать действиям взрослых. Поэтому их очень привлекают занятия в исследовательском уголке- здесь хранятся инструменты и оборудование, с которым умеют обращаться взрослые. Для поддержания постоянного интереса воспитатель знакомит ребят поочередно с инструментами-помощниками. В младших группах дети проводят опыты со стаканчиками, ложками, трубочками, ситечками, лупами. Стоит вначале экспериментирования показать новый инструмент и сообщить что он предназначен для сегодняшнего опыта- детям моментально захочется испытать его возможности.
Дети по природе своей исследователи. Воспитатель всегда учитывает непроизвольность внимания младших дошкольников. Начало занятия по познавательной деятельности, посвящается созданию ситуаций, которая мотивирует детей к исследованию (экспериментирования). Малыши, знакомясь с окружающим миром, стремятся рассмотреть предметы. Потрогать их, (руками или языком, понюхать, постучать им. Для занятий воспитатель подготавливает материал в достаточном количестве, чтобы каждый ребенок смог ознакомиться, потрогать и т. д. Или педагог обеспечивает доступ, к обьекту исследования одновременно для всех деток. Заведомая недоступность предмета резко снижает интерес и активность детей.
В начале занятия воспитатель включает детей в игровую ситуацию тогда опыты и эксперименты будут восприниматься как часть волшебной истории. К малышам в гости могут приходить герои-животные или сказочные персонажи: воспитатель надевает костюм или маску, использует перчаточную куклу или озвучивает плюшевую игрушку. Как вариант, в уголке экспериментирования может жить постоянный хозяин (мудрый филин или любой другой вымышленный герой. Дети здороваются с ним, и играют, а он предлагает им новые интересные опыты.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы. Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем да и вообще в дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Суть экспериментальной деятельности заключается в том, что воспитатель должен создать проблемную ситуацию и предоставить детям возможность изыскать средства ее решения, используя заранее усвоенные знания и умения
Мне бы хотелось, чтобы вы следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».
Обязательная работа по экспериментированию, как и во всём педагогическом процессе это работа с родителями.
Какие формы работы с родителями используем мы:
1. Беседы
2. Консультации
3. Анкетирование
4. Родительские собрания
5. Совместные экскурсии
6. Наглядная информация
7. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды (центров развития).
Примерный перечень материалов и оборудования для Уголка экспериментирования (по возрастам)
Ранний возраст
- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, пластмасса, пробки из дерева.
- Мерные стаканчики, цветные, баночки с разными видами материалов: песок, сахар, земля.
- Пластмассовые стаканчики, мерные ложки, баночки с крышкой, трубочки, палочки.
- Фартуки, клеенка.
- Альбом «Опыты с разными материалами», Картотека опытов и экспериментов.
- Коллекция камней, фантиков.
- Игры «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки».
- Центр воды и песка, игрушки мелкие для игры с водой, песком, формочки.
Младший возраст
- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, проволока, пластмасса, пробки из дерева.
- Наборы «Разные виды бумаги», «Разные виды ткани».
- Магниты маленькие и большие, мерные стаканчики, воронки, лупа большая черная, лупы маленькие цветные,
- Баночки с разными видами материалов: масло, уголь, песок, сахар, земля,
- Пробирки на подставке.
- Пластмассовые стаканчики.
- Мерные ложки, минзурки.
- Пинцет, трубочки, палочки.
- Фартуки, клеенка.
- Альбом «Опыты с разными материалами», Картотека опытов и экспериментов.
- Картотека опытов и экспериментов.
- Коллекция камней, фантиков.
- Карточки с последовательностью работы над экспериментом, контейнер с оборудованием для опытов. Ведерки, шарики надувные разноцветные.
- Д/игра «Для умников и умниц». Игры «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки».
- Центр воды и песка, игрушки мелкие для игры с водой, песком, формочки.
2. Объяснялки от наших детей.
3. Экспериментальная деятельность с детьми 1 младшей группы, воспитатель Глушкова Александра Григорьевна.
4. «Вопрос-ответ», воспитатель Плотникова Ксения Викторовна, Мельнейчук Наталья Александровна.
5. Экспериментальная деятельность с детьми 2 младшей группы, воспитатель Коломникова Жанна Сергеевна.
6. Чёрный ящик, воспитатель Плотникова Ксения Викторовна.
7. Экспериментальная деятельность с педагогами, воспитатель Тимофеева Ольга Валерьевна.
8. Притча о переменах.
Притча "о переменах"
Приходит Ученик к Учителю и начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь. Попросил совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!
Учитель молча поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он кинул деревянную чурку, в другой - морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе.
Через некоторое время он вынул то, что кинул, из воды.
«Что изменилось?» - спросил Учитель.
«Ничего…» - ответил Ученик.
Учитель молча кивнул и поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова кинул в один деревянную чурку, в другой - морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе.
Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, ничего не понимал.
«Что изменилось?» - опять спросил Учитель.
«То, что и должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зёрна кофе растворились в кипятке», - ответил Ученик.
«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», - ответил Учитель. «Посмотри внимательней. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно… вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат.»
Вода – это наша жизнь.
Огонь – это перемены и неблагоприятные обстоятельства.
Морковка, дерево, яйцо и кофе – это типы людей.
Они все в тяжелые моменты жизни меняются по разному.
1. Человек-морковь. Таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Они опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило» и… они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки» как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики и… предсказатели.
2. Человек-дерево. Таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны, цельны, что ли. И именно такие люди показывают всем, что и тяжелые жизненных обстоятельства… всего лишь жизнь и за черной полосой всегда наступает белая.
3. Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Таких людей очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни никто, а в тяжелые времена вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
4. «А как же кофе!» - воскликнул ученик.
«О – это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств полностью растворились в окружающей среде, сделав из безвкусной воды вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» - ответил учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
«Есть особые люди. Их единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько меняют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя жизнь всех людей вокруг».
Всё мы разные и у всех разное отношение к переменам, главное понять, что перемены, это всегда к лучшему!
9. Обратная связь.