Юлия Перкалева
Занятие по формированию понятий основных признаков по временам года
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для детей первой младшей группы
Тема: «Формирование понятий основных признаков по временам года»
Цель: Закрепить знания детей о временах года.
Публикация «Занятие по формированию понятий основных признаков по временам года» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Образовательные задачи: Развить память, внимание, логическое и образное мышление. Развитие мелкой моторики, координация движения рук. Формирование представлений об основных признаках каждого времени года. Понимание эмоциональных состояний, изображенных на картинках.
Развивающие задачи: Развитие творческого воображения, фантазии.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к природе и к природным изменениям. Забота об окружающем нас мире (природе).
Методические приемы:
Игровые
Наглядные
Словесные
Практические
Оборудование и материалы: демонстрационный материал, сюжетные картинки, загадки, дидактические игры «Камень», «Прицепи солнышку лучики».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами отправиться в волшебный лес, в котором будут происходить интересные изменения. Давайте послушаем музыку и попробуем угадать настроение леса (играет музыка «скрипы снега, осыпание снега с елок в лесу»). Чтобы вам было легче узнать, я расскажу стишок:
Нынче радость детворе
Много снегу во дворе
Рукавичку Ваня скинул
Я хочу потрогать зиму
Дети: Это зима.
Воспитатель: Молодцы, действительно в нашем волшебном лесу, сейчас зима.
Давайте посмотрим, какая бывает зима (сюжетная картинка «Зимний лес»).
Ребята, что вы видите на картинке, много снегу? Деревья, какие стоят?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите внимательнее, кто спрятался на картинке?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Ребята, а как выглядит заяц зимой?
Дети: Зимой он ходит в белой шубке, а летом в серой.
Воспитатель: Давайте встанем и покажем, как прыгает зайчик. Какие уши у зайчика, длинные? Какие они?
Дети: Показывают.
Воспитатель: А сейчас в нашем лесу появится волшебный камень.
Воспитатель обращается к детям:
-Давайте прикоснемся к нему. Какого он цвета?
Дети: Синего.
Воспитатель: Как вы думаете, почему такого цвета? С чем, это связано?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте немножко отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику «Игрушки».
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, пока мы с вами играли, в нашем лесу произошли изменения. Чтобы нам было легче, попробуем отгадать загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
В дом свой пчела
Первый мед принесла
Кто знает, кто скажет
Когда это бывает?
Дети: Отвечают (Весной)
Воспитатель: Какие признаки весны Вы знаете? (Показывает сюжетную картинку).
Дети: Солнце светит ярче, сосульки капают. (Ответы сопровождаются показом картинок.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас тоже в группе есть сосульки, давайте на них подуем. (Дыхательная гимнастика). Но, мы должны помнить, что сосульки опасны для людей. Они могут упасть и причинить вред человеку.
Давайте посмотрим, какие чудеса происходят в волшебном лесу весной.
Посмотрите, опять появился наш волшебный камень, но он уже другого цвета. Как вы думаете почему? С чем это связано.
-А, кто-то еще живет в нашем лесу? Послушайте загадку и попробуйте отгадать.
Бурый мех, большие когти,
Ни к кому не ходит в гости,
Он угрюм, сердит и груб,
Не вовлечь его в игру,
Это всем вокруг известно,
Только вот что интересно:
Станет он щенка послушней,
Если дать ему покушать
Ароматный свежий мед.
Дети: Медведь.
Воспитатель: А что делает медведь?
Дети: Ест мед, малину (другие ответы детей)
Воспитатель: Как выглядит медведь?
Дети: Огромный, бурый, косолапый, неуклюжий.
Воспитатель: А сейчас давайте превратимся в медвежат. (Дети изображают походку медведя и издают звуки).
Воспитатель: Молодцы. Хорошие получились из вас медвежата.
А теперь, посмотрите ребята внимательнее, у нас произошли изменения. Все расцвело и преобразилось (показывает сюжетную картинку).
-Что изменилось?
Дети: Отвечают. Трава зеленая, ярко светит солнце, на деревьях появились листья, девочка гуляет в платье.
Воспитатель: Молодцы. Давайте послушаем загадку:
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой
Принесла цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
Дети: Отвечают, лето.
Воспитатель: Да, действительно, в нашем лесу уже наступило лето.
Скажите, какие природные явления происходят летом?
- Например, зимой идет снег, а летом?
Дети отвечают: Идет дождь.
Воспитатель: Правильно. Но вместе с дождем, что может происходить? Чтобы вам было легче послушайте загадку:
Я сверкаю тут и там
В небе грозовом
А за мною по пятам
Поспевает гром
Дети: Молния.
Воспитатель: Да ребята, вместе с дождем бывает и гром и молния. Поэтому нельзя выходить из дому на улицу или в поле, когда начинается гроза и молния. Лучше остаться дома и переждать.
- Ребята посмотрите, наши пальчики устали давайте поиграем с ними. Пальчиковая гимнастика «Грибы».
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
- Молодцы. А теперь, послушайте и отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Одурачит ловко
Рыжая плутовка
Длинным хвостиком махнет
Зубы хищно облизнет
Не успеешь оглянуться
- вокруг пальца обведет.
Дети: Лиса.
Воспитатель: Да, правильно лиса. (Показывает другую картинку с изображением летнего леса и лисы)
-Ребята скажите, а какая у нас лисичка?
Дети: Рыжая шерсть, длинная морда, длинный и пушистый хвост.
Воспитатель: Давайте покажем, какие у нас лисички?
Дети мимикой и жестами изображают лису.
Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас снова появился волшебный камень и уже другого цвета.
-Но вот, наше путешествие подходит к концу и в нашем волшебном лесу произошло много изменений.
- Смотрите, к нам пришла лисица, и говорит, что мы забыли об одном времени года.
-Давайте дружно скажем ей, какое время года наступает, когда заканчивается лето, начинают осыпаться листья с деревьев.
Дети: Отвечают, осень.
Воспитатель: Правильно (показывает картинку с изображением осеннего леса).
- Скажите, что поменялось в лесу.
Дети: Листья пожелтели, стали разноцветные, осыпались с деревьев.
Воспитатель: Ребята, скажите, что делают животные осенью, с которыми мы сегодня познакомились?
Дети: Делают запасы на зиму, запасаются едой. Готовятся к спячке.
Воспитатель: (дидактическая игра) Ребята давайте поиграем в игру: «Прицепи солнышку лучики» (дети коллективно выполняют задание).
- Вот наше солнышко и заулыбалось.
- Скажите ребята, как мы должны одеваться в лес, чтобы не замерзнуть?
Дети: Мы наденем сапоги, куртку, теплую шапку, рукавицы.
Воспитатель: Молодцы, оделись мы тепло, и прогулка по осеннему лесу доставит нам большое удовольствие.
- Сегодня мы узнали много нового, познакомились с разными временами года, а именно, что такое зима, весна, лето и осень.
- Давайте ребята попрощаемся с лесом, в котором произошло много волшебных изменений, а также с нашими лесными друзьями. (В конце занятия звучит музыка спокойная и мелодичная).