Получи документы

Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие

Анастасия Валерьевна Алиева
Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования- воспитать любовь к Родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна потому, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведется работа с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Публикация «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие» размещена в разделах

В преддверии Дня Победы нами была проведена работа по патриотическому воспитанию, о которой мы хотели рассказать и которая, возможно, послужит подсказкой для наших коллег.

Целью нашей работы стало определение педагогических условий, необходимых для формирования патриотических чувств у детей старшей группы. Предметом работы является процесс формирования патриотических чувств у детей 5-6 лет через художественно- эстетическое развитие.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру, формирование патриотических чувств- сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство- особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. Формирование художественно- эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст- это период первоначального фактического складывания личности. Дети старшего дошкольного возраста отличаются эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Эти особенности делают возможным воспитание у детей любви к родному краю. Вместе с тем этот процесс должен проводиться с опорой на когнитивную среду ребенка, на его воображение и память. Познавательный материал должен быть понятен детям, вызывать у них интерес.

Структурными компонентами патриотизма как нравственного качества личности старшего дошкольника являются следующие.

1. Эмоционально- чувственный. Его критерии: эмоциональное отношение, интерес к информации, объектам, жителям родного края, к истории и современности страны. Показатели: радость, удовольствие; равнодушие, безразличие; неудовольствие.

2. Когнитивный. Критерии: интерес к познанию информации о родном крае; устойчивые, стабильные знания в пределах программы и вне её. Показатели: полные, глубокие знания; неполные и неглубокие; отсутствие знаний.

3. Деятельностно- практический. Критерии: желание и умение реализовывать отношения и знания в разных видах деятельности. Показатели: всегда проявляет; иногда проявляет; не проявляет.

Содержание методической работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Особый упор делается на сотрудническую миссию воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе. От чувств- к отношениям, от отношения- к деятельности!

Мы использовали следующие принципы.

Принцип личностно ориентированного общения предусматривает индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие- приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно- творческой направленности, с одной стороны, обеспечивает обязательное получение ребенком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами (воображением, фантазией, «открытием», озарением, полезностью, новизной, а с другой – создает условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества и др.).

Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно- развивающие условия организации (среду).

Выполнение этих принципов дало детям ощущение раскрепощенности: они свободно общались, высказывали свои мысли, суждения, полнее выражали себя в деятельности. Благодаря активизации деятельности ребёнка по самостоятельному добыванию знаний у них формировался вкус к познанию.

Основной формой образовательного процесса были занятия, организовывались также праздники, встречи, выставки, экскурсии. В своей работе с детьми мы использовали такие приёмы, как наблюдение, показ, объяснение, рассказ, чтение, беседа, слушание музыки, упражнение, игра, исследование, эксперимент, а также некоторые нетрадиционные приё мы: придумывание загадок, выстраивание алгоритмов, установление причинно- следственных связей, ретроспективный взгляд на предмет и явление, проблемно- поисковые ситуации и вопросы. Деятельность на занятиях организовывали так, чтобы дети сами захотели получить знания. Для этого использовался метод мотивации: создание проблемных ситуаций, совместный поиск ответов на вопросы, заданные самими детьми, информирование детей о достигнутых успехах.

Сама тема каждого занятия представляла собой вопрос проблемно- поискового характера, на которой дети в итоге занятия находили ответы. В тематическом плане занятий указывали: тему, цель, некоторые методические приемы, материал (примерный, в зависимости от имеющихся условий, литературу (примерную, предварительную работу, домашнее задание, словарь.

Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств, на наш взгляд, является патриотический уголок в группе.

В содержание патриотического уголка в старшей группе мы включили :

- материал о семье:

- уголок любимой игрушки:

- совместное творчество (воспитателя с детьми, родителей с детьми, детей в группе);

- правила поведения в группе (игра «Что такое хорошо и что такое плохо»);

- альбом («Я расту», «Члены моей семьи», «Любимые занятия в семье», «Любимые игрушки в дома», «В группе» и т. д.);

- «Исправляем, помогаем» (кто-то расстроился- утешаем, что-то сломалось- сделаем);

- русское народное творчество (песенки, потешки, колыбельные, картинки и т. п);

- традиции (в семье, группе, детском саду, городе, стране);

- воспитатель о своей семье (альбом, фотоальбом и т. п);

- труд взрослых (врач, повар, почтальон, милиционер, военный);

- представление о городе, улице (день рождения города; улица, по которой я хожу);

- символика (мелодия гимна, герб, флаг России, города, региона);

- представление о стране, области, городе (достопримечательности);

- народы России, народное творчество (костюмы, игрушки, песенки, и т. п);

- подвиги, трудовые, боевые.

Важно учитывать психологические особенности дошкольников и проявлять чувство меры.

Условия патриотического воспитания.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, своей семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование- чувство любви к своему Отечеству.

Интеграция содержания образования проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, традиций других народов.

Интеграция условий реализации содержания образования:

- технологии;

- формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

- интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приёмы;

- предметно- пространственное окружение, учебно- наглядные пособия и материалы.

Результат:

- интеллектуальные, личностные, физические качества;

- универсальные предпосылки учебной деятельности;

- формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально- государственных ценностей.

Предметно- развивающая среда в нашей группе структурирована с учетом интересов и потребностей детей, представляет возможность каждому ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно- развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации.

Реализовывать цель по патриотическому воспитанию нам помогло решение следующих задач.

Воспитывать у детей:

- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно- исследовательскую деятельность;

- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать собственную субкультуру;

- уважительное отношение к наследиям других народов;

- патриотизм, уважение к культурному прошлого России;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Мы также привлекали родителей к сотрудничеству в воспитании подрастающего поколения и непосредственному участию в мероприятиях ДОУ. На этом этапе предложили родителям собрать материал про города- герои, сходить в музей Великой Отечественной Войны и нарисовать увиденное, посетить памятные места, сфотографироваться и принести фотографии. Организовали выставку открыток и значков. Выставка пополнялась новыми экспонатами, ведь каждому хотелось внести свой вклад. На протяжении всего времени дети знакомились с меняющейся экспозицией, здесь же проводилась часть тематических бесед с детьми. Нами были размещены рекомендации по организации патриотического воспитания. Была подготовлена и проведена консультация для родителей по приобщению детей к патриотизму. Считаем это крайне важным, поскольку мы рассматривали и обсуждали ценности детского чтения с молодыми родителями. Именно от них сегодня зависит, станет ли наша страна в будущем читающей страной.

На следующем этапе (познавательно- ознакомительном) велась работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен на военную тематику. Дети знакомились с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, Родине, Победе. Проводились беседы «Защитники Отечества», «Мы гордимся своими земляками», в ходе которых детям рассказывали о героях Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, защитниках нашей Родины сегодняшнего времени. Дети получили представление о родах войск российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике, что позволило пополнить и расширить словарный запас дошкольников.

В результате для патриотического воспитания детей были отобраны следующие формы работы.

1. Выставка семейных творческих работ.

2. Изготовление сувениров для пап: каждая группа выбирает свою технику и материал для изготовления сувениров. Дети трепетно и с удовольствием отнеслись к этой работе, ведь подарки папам они делают своими руками.

3. Мероприятия «День защитника Отечества», «Богатырская наша сила!» Каждое из этих мероприятий включает этап подготовки: разучивание стихов, песен, танцев.

4. Экскурсия к памятнику в преддверии праздника Дня Победы: дети воздают дань памяти героям, отдавшим свои жизни в боях за Родину.

Заключительным этапом нашей работы по патриотическому воспитанию стала формулировка следующих методических рекомендаций для педагогов:

1. Занятия по данной тематике должны быть заранее отобраны, соответствовать требованиям программы, возрасту детей. В них обязательно должны быть тесно взаимосвязаны две задачи_ сообщение знаний и воспитание чувств.

2. Занятия должны носить продуктивный, то есть комплексно- интеграционный, характер. Полученные знания дети должны уметь применять в различных видах деятельности: изодеятельности, игровой и театрально- художественной.

3. Знакомя детей с традициями и культурой нашей страны и других стран, следует обязательно использовать наглядный материал в виде иллюстрированных альбомов, наборов, открыток, фотографий, рисунков по данной тематике.

4. Для формирования у старших дошкольников правильного отношения к фактам окружающей жизни, активному росту социального начала в чувствах, выработке нравственных убеждений и поведения предложенная методика может быть использована:

- в планировании тематических творческих музыкальных и литературных вечеров;

- тематических занятиях;

- индивидуальных беседах с детьми;

- практических и словесных заданиях;

- игровой деятельности;

- работе с родителями (оформление папок- передвижек с рекомендациями, на родительских собраниях по данной тематике);

- проведении совместных с родителями экскурсий.

Литература

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2005.

2. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания : из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М., 1998.

3. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л. А. Кондрыкинская (и др.); под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М., 2004.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие
Опубликовано: 15 марта 2022 в 16:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Валерьевна Алиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД