Луиза Бурмистрова
Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности»
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».
Л. С. Выготский.
Публикация «Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями.
Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?
-Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.
Цель данной работы: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
- развивать навыки исследовательской деятельности,
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения,
- привлекать родителей к совместной деятельности по экспериментированию.
Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, используются следующие формы работы :
1. Индивидуальная.
2. Групповая.
3. Подгрупповая.
В группе организовывается предметно – пространственная среда с использованием мини – лаборатории.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
Приборы – помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;
• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,
• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объё ма:
Пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Дополнительное оборудование и материалы.
- детские халаты, фартуки, шапочки;
- схемы для проведения опытов.
Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо создать атмосферу доверия, дошкольники могут задавать интересующие их вопросы: почему ломается лёд на луже, и посмотреть, как расцветает цветок; почему сухой песок сыпется, а мокрый лепится, и наблюдать, как плывут облака; рассмотреть божью коровку и сосчитать её чёрные точечки. Первоначальным детским вопросом является «почему?», поэтому второе имя дошкольников «почемучки». Почему тает снег? Почему идёт дождь? Откуда солнышко приходит и куда уходит?
При организации исследовательской деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, используются инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников : компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Для успешной реализации поставленных задач, необходимо тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливается его результативность.
Информационные стенды, буклеты, памятки, индивидуальные беседы, консультации
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и вашего результата. Значит и вы, живя сегодня в настоящем, делаете вклад в наше будущее.
В заключении хотелось бы сказать, что приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно - исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественнонаучную функциональную грамотность в школьные годы.
Совместная деятельность взрослого и детей выстраивается с учётом интеграции образовательных областей через различные виды детской деятельности :
— игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры «Метеобюро», «Юные синоптики», дидактические игры «Прогноз погоды», «Узнай погоду», «Узнай и назови», «Угадай по описанию», «Что сначала — что потом»;
— подвижные народные игры «Два Мороза», «Мороз-Красный нос», «Огородник» и т. д. ;
— речевое развитие: опорные, уточняющие вопросы по формированию связного высказывания, формулировка выводов, обогащение словарного запаса за счёт введения новых слов (метеоролог, метеостанция, метеобудка, снегомер, дождемер, флюгер и т. д. ;
— экспериментальная деятельность : с воздухом, водой, солнцем, снегом и т. д.
— продуктивная деятельность;
— познавательная деятельность — знакомство с народными приметами, загадками, указывающими на изменения природы, серия занятий «Знакомим детей с природой», квесты.
Практика предусматривает разные формы образовательной работы:
— Организованная образовательная деятельность на метеостанции;
— Подбор дидактического материала, оборудования;
— Экскурсии в различные биоценозы: в парк, на участке, на метеостанцию, в музей;
— Ситуативный разговор
— Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу города;
— Организованная образовательная деятельность в уголке природы;
— Систематические наблюдения в живой и неживой природе;
— Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет);
— Чтение природоведческой литературы;
— Моделирование;
— Создание экологических книг, плакатов
— Экспериментирование;
— Обучающие видеоролики;
— Распознающее наблюдение;
— Проблемные провокационные образовательные ситуации;
— Труд в уголке природы;
— Домашнее задание.
Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». С этой целью каждую весну на подоконнике в группах детского сада появляется «Огород на окне», где дети самостоятельно выращивают рассаду, ухаживая за ней: сажают семена, поливают, рыхлят землю, делают зарисовки рост.