Получи документы

Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

Луиза Бурмистрова
Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности»

«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

Л. С. Выготский.

Публикация «Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями.

Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?

-Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Цель данной работы: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

- развивать навыки исследовательской деятельности,

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения,

- привлекать родителей к совместной деятельности по экспериментированию.

Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, используются следующие формы работы :

1. Индивидуальная.

2. Групповая.

3. Подгрупповая.

В группе организовывается предметно – пространственная среда с использованием мини – лаборатории.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

Приборы – помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;

Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объё ма:

Пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

- детские халаты, фартуки, шапочки;

- схемы для проведения опытов.

Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей.

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо создать атмосферу доверия, дошкольники могут задавать интересующие их вопросы: почему ломается лёд на луже, и посмотреть, как расцветает цветок; почему сухой песок сыпется, а мокрый лепится, и наблюдать, как плывут облака; рассмотреть божью коровку и сосчитать её чёрные точечки. Первоначальным детским вопросом является «почему?», поэтому второе имя дошкольников «почемучки». Почему тает снег? Почему идёт дождь? Откуда солнышко приходит и куда уходит?

При организации исследовательской деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, используются инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников : компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Для успешной реализации поставленных задач, необходимо тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливается его результативность.

Информационные стенды, буклеты, памятки, индивидуальные беседы, консультации

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и вашего результата. Значит и вы, живя сегодня в настоящем, делаете вклад в наше будущее.

В заключении хотелось бы сказать, что приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно - исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественнонаучную функциональную грамотность в школьные годы.

Совместная деятельность взрослого и детей выстраивается с учётом интеграции образовательных областей через различные виды детской деятельности :

— игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры «Метеобюро», «Юные синоптики», дидактические игры «Прогноз погоды», «Узнай погоду», «Узнай и назови», «Угадай по описанию», «Что сначала — что потом»;

— подвижные народные игры «Два Мороза», «Мороз-Красный нос», «Огородник» и т. д. ;

речевое развитие: опорные, уточняющие вопросы по формированию связного высказывания, формулировка выводов, обогащение словарного запаса за счёт введения новых слов (метеоролог, метеостанция, метеобудка, снегомер, дождемер, флюгер и т. д. ;

— экспериментальная деятельность : с воздухом, водой, солнцем, снегом и т. д.

— продуктивная деятельность;

познавательная деятельность — знакомство с народными приметами, загадками, указывающими на изменения природы, серия занятий «Знакомим детей с природой», квесты.

Практика предусматривает разные формы образовательной работы:

— Организованная образовательная деятельность на метеостанции;

— Подбор дидактического материала, оборудования;

Экскурсии в различные биоценозы: в парк, на участке, на метеостанцию, в музей;

— Ситуативный разговор

Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу города;

— Организованная образовательная деятельность в уголке природы;

— Систематические наблюдения в живой и неживой природе;

— Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет);

— Чтение природоведческой литературы;

— Моделирование;

— Создание экологических книг, плакатов

— Экспериментирование;

— Обучающие видеоролики;

Распознающее наблюдение;

— Проблемные провокационные образовательные ситуации;

— Труд в уголке природы;

— Домашнее задание.

Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». С этой целью каждую весну на подоконнике в группах детского сада появляется «Огород на окне», где дети самостоятельно выращивают рассаду, ухаживая за ней: сажают семена, поливают, рыхлят землю, делают зарисовки рост.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Формирование естественнонаучной грамотности «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?» Цель: Расширить представления детей о планете Земля. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о планете Земля, периодах ее образования.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 23 октября 2023 в 18:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Луиза Бурмистрова (УИ 2571767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД