Ольга Линк
Формирование основ безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать +Заказ
Формирование основ безопасности жизнедеятельности»
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики, психологии и безопасности детей. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных безопасных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
Папам и мамам нужно помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.
Принципами взаимодействия с родителями является:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2) Индивидуальный подход.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4) Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. 5) Динамичность.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Стараться правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной,
Семья и д/сад- два воспитателя, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Дети - наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, игровые ситуации - это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, воспитатели и родители смогут выделить те направления, по которым необходимо поработать.
Главная задача обучения детей «Основам безопасности» - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение. Учить правильно, реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных ситуациях. На помощь нам приходят родители.
Каждый ребенок может понимать, что именно бывает опасным в общении с другими людьми. Необходимо воспитателям рассказывать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет.
Для детей младшего и среднего возраста целесообразно использовать примеры из знакомых им сказок и литературных произведений. С более старшими детьми имеет смысл организовывать беседу со взрослыми, с приведением примеров из их собственного жизненного опыта.
Для закреплений правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить родителям поиграть с детьми в игры-драматизации, использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.
Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе проживания игровой ситуации. Детям нужно знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих взрослых.
Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми.
Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепиться соответствующими сказочными сюжетами, например: «Волк и семеро козлят».
Также детей следует познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды. Объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. Необходимо объяснить детям, что можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Закрепить рассказ дома.
Для закрепления этих правил полезно использовать игры - классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», наглядный материал, а в летний сезон прогулки-наблюдения.
Совместно с родителями рассказываем о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.
При необходимости запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений.
Также вместе с родителями мы знакомим детей с нормами поведения на улице: рассказываем о правилах дородного движения, разыгрываем ситуации безопасного поведения на улице. Знакомим с правилами поведения в транспорте.
Вся работа по безопасности жизни состоит в огромном значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому нам следует не только учитывать это самим, но и уделять значимое внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родителям нужно осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Возможны следующие направления работы воспитателей с родителями:
Организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
Ознакомление родителей с работой группы по основам безопасноси : собрания, открытые занятия, обучающие фильмы;
Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта мед. работника, полицейского, пожарного);
Ознакомление родителей с достижениями детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «на стендах»).
Безопасность детей - почти всегда дело рук их родителей.
Необходимо быть внимательным к своему ребенку, быть достойным его доверия - и большинство несчастных случаев можно будет предупредить