Эльнара Мельничук
«Знакомство со звуком [ф]». НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе
НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе
Тема: «Знакомство со звуком «Ф»
Цель:Развитие звуковой культуры речи детей второй младшей группы
Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки связной речи;
- обогащать словарь и активизировать речь детей;
- закреплять умение детей правильно произносить звук «Ф»
Публикация «„Знакомство со звуком [ф]“, НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- закрепить навыки словообразования (образование прилагательных от существительных);
- Закрепить умение называть диких животных;
- Учить отвечать на вопросы.
Развивающие:
- развитие длительного, глубокого выдоха,
- развитие фонематического слуха.
- развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, усидчивость.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы;
-воспитывать доброжелательность, желание помочь кому-либо.
Дополнительные задачи: Воспитывать интерес к получению новых знаний, желание использовать полученные знания в повседневной жизни.
Методы и приемы:
Практические: использование сюрпризных моментов, выполнение заданий (практические действия);
Наглядные: использование демонстрационного, наглядного материала, использование игрушек: лиса, еж, макеты деревьев, волшебный мешочек
Словесные: активизация детей, объяснение, напоминание, словесные указания, вопросы, повторение, индивидуальные ответы детей, художественное слово (песенка ежа, поощрение, сюрпризный момент;
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование:
-Игрушка ёж,лиса
- предметные картинки диких животных и их детёнышей (медведь, лиса, заяц, волк,ёж)
-предметные картинки со звуком «Ф»
-пособие по развитию речевого дыхания,
-угощения для ежика в мешочке
-запись звуков леса
Предварительная работа:
- знакомство с дикими животными, рассматривание изображений диких животных, отгадывание загадок
- способствовать развитию силы голоса, вырабатыванию умения пользоваться громким и тихим голосом;
- помогать ребёнку пропевать знакомую потешку, выговаривая каждое слово; при этом вызывать у детей радость;
- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач;
Индивидуальная работа: активизация на занятии малоактивных детей – привлекать к беседе, ответам на вопросы воспитателя.
Планируемый результат ООД:Способствовать формированию мыслительных операций, развитию звуковой культуры речи, логически мыслить. Отвечают на вопросы по содержанию беседы полными предложениями, последовательно. Правильно выполняют все задания. Эмоционально поддерживают друг друга.
Приветствие: эмоциональная минутка:
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь друзья!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на лесную поляну. Идем за мной и повторяем слова :
Хорошо в пути – дороге
Птички весело поют
По дорожке, по дорожке
Дети весело идут.
Вот мы и пришли на лесную полянку. Посмотрите как тут красиво. Ой что то зашуршало под елочкой, кто же это отгадайте загадку:
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками (Ежик).Ежик живет в лесу. Скажите ребята, а еж это какое животное?
Ребята, ежик хочет с вами погулять и вспомнить кто еще живет в лесу
Д/И «Угадай кто это?» (игра сопровождается показом картинок)
1. Большой, бурый, лохматый, косолапый (Медведь)
А детенышей медведя, как зовут (медвежата)
2. Хитрая, пушистая, рыжая, проворная (лиса)
А детенышей лисы, как зовут (лисята)
3. Маленький, длинноухий, пугливый (заяц)
А детенышей зайца, как зовут (зайчата)
4. Серый, страшный, зубастый (волк)
А детенышей волка, как зовут (волчата)
5. Колючий, маленький, пугливый (ёж)
А детёнышей ежа, как зовут (ежате)
Ребята, скажите ежику какие это животные (Дикие). А где они живут (в лесу). Правильно Ежик тоже живет в лесу и любит слушать сказки. Расскажем ежику нашу сказку про язычок? Но прежде чем рассказать ее пройдем дальше по полянке присядем на стульчики.
Жил – был в своем домике Язычок. Покажите свой язычок. Решил язычок погулять: посмотрел, нет ли дождя? (поднять к верхней губе). Посмотрел нет ли луж (опустить к нижней губе). Понравилось язычку на улице и захотелось побегать и поиграть (быстрые и четкие движения вправо и лево) устал язычок и прилег отдохнуть (язычок на нижней губе) Вернулся язычок домой и закрыл дверь.
Ёжику очень понравилась наша сказка, и он хочет спеть вам свою песенку, послушайте Ф – Ф – Ф. Давайте вместе споем.
– Ребята, а как вы думаете, какую песенку поет наш ежик? (он фыркает) Ф-Ф-Ф.
– Споем песенку ежика вместе, теперь тихо, теперь громко. Теперь пусть девочки споют песенку, а теперь мальчики. А теперь все вместе.
Ф – короткая песенка, а ё жик нам предлагает спеть песенку подлинее: Фа-фа-фа,Фо-фо-фо,Фу-фу-фу,Фи-фи-фи
Физкультминутка.
А сейчас мы свами превратимся в ежей и поиграем в игру
Ежики идут по полянке и поют песенку, как только выбежит лисичка, вы присядьте и свернитесь в клубочек.
По тропинке мы идем- Фок, Фок, Фок
Громко песенку поет – Фок, Фок, Фок
Лучше нас лесных ежей Фок, Фок, Фок
Нет на свете сторожей Фок, Фок, Фок
«Вот лисичка к нам идет, свернулись ежики в клубок. Лисичка ищет ежиков.
Ежик с вами поиграл и проголодался, мы с вами сейчас покормим его
Дидактическая игра «Накорми ежика».
Когда ежики довольны, то они говорят: «ФИ – ФИ – ФИ»,
а когда им не нравится, то они произносят: «ФУ – ФУ – ФУ».
У меня волшебный мешочек, в нем лежат угощения. Доставая по одному предмету, мы будем отгадывать понравилось угощение ежику или нет, и отвечать «ФИ – ФИ – ФИ», «ФУ – ФУ – ФУ».
(яблоко, гриб, кубик, жук. колесо от машины, змея, сыр).
Ребята,а теперь пройдем дальше по тропинке и посмторим, что же ещё ежик для вас приготовил, он хочет посмотреть справитесь вы с заданием и какие вы внимательные.
Д/И «Чего не хватает?»
(на доске появляются картинки, в которых есть звук Ф : флажок, фартук, фонарь, футболка.)
- Ребята, что вы видите?
-Проговорите отчетливо эти слова.
-А теперь закройте глаза, я уберу одну картинку, а вы скажите, чего не хватает? (убираю флажок)
-Назовите предметы, которые остались. А теперь я снова уберу что-нибудь другое и снова повторим (и так убирать разные предметы, проговаривая оставшиеся и называть тот предмет, которого не стало)
(Воспитатель на протяжении всей игры следит, чтобы дети правильно, четко произносили звук [ф] и названия предметов).Какие мы молодцы. Справились с этим заданием
Д/И «Кто чем питается»
Вам нужно разукрасить только тот предмет, чем питается животное на картинке
Рефлексия
-Ребята наше путешествие подходит к концу
-Где мы сегодня путешествовали?
-Каких животных видели?
Ёжик, медведь, лиса,заяц,волк – это какие животные? Давайте еще повторим песенку ежика. Ф-ф-ф Ф-ф-ф. А за то, что вы хорошо работали ежик передал вам корзинку с угощениями. Пойдемте поищем ее около елочки. Давайте поблагодарим ежика за угощения. Нам пора возвращаться обратно. Скажите нашим лесным жителям до свидания.