Галина Галагуз
Формирование нравственно-этических норм поведения у дошкольников (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование нравственно – этических норм поведения у дошкольников»,
воспитателя Галагуз Галины Викторовны,
МБДОУ «Детский сад №76 «Подсолнушек», город Курган.
Введение.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Сейчас доминируют материальные ценности над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности, и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Публикация «Формирование нравственно-этических норм поведения у дошкольников (опыт работы)» размещена в разделах
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.
В системе образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.
I. Теоретическое обоснование
Нравственность – это внутренние,
духовные качества, которыми руководствуется человек,
этические нормы, правила поведения,
определяемые этими качествами.
Ожегов С. И.
Ведущие психологи и педагоги ХIХ – ХХ столетий особое значение в становлении личности придают дошкольному периоду и раннему детству: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, и наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства.
Известный русский просветитель XVIII века Николай Иванович Новиков полагал, что нравственные основы воспитания закладываются в семье. Особого внимания заслуживают нравственные правила Н. И. Новикова: уважение к старшим; любовь к людям труда, презрение к праздности, скуке; честность, мужество. Его идеи нашли отклик в умах прогрессивного дворянства России начала XIX века. Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми, прежде всего в семейном кругу. Почитание старших было одним из основополагающих элементов традиционного русского воспитания. Мы живём в другую эпоху, изменились наши традиции. Но мы не должны забывать то ценное, что было в нашей истории.
Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл Сухомлинский В. А., отводя важную роль в воспитании детей семье.
Он говорил: «Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей». Семья оказывает огромное влияние на ребёнка.
Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – всё это имеет своё определённое значение.
Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней.
Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Проблема нравственного развития дошкольников стояла перед педагогами всегда. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.
Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме.
Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.
Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Принципы обучения: научность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей.
Воспитание культуры поведения, культуры общения — процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса и предполагает особую организацию повседневной жизни детей; обязательную связь семейного и общественного воспитания; единство сознания, чувств и поведения.
II. Описание опыта
Мы очень часто культуру поведения, культуру общения осваиваем на практике: в семье, в дошкольных учреждениях, в школе, в транспорте, на собственных промахах и ошибках. Вот почему есть необходимость в широкой пропаганде культуры поведения и повсеместном внедрении правил этикета.
По данной теме я ставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека».
2. Формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях.
3. Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми.
4. Воспитать у детей нравственные качества, необходимые в обществе.
5. Проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.
В своей работе я использовала две группы методов:
1 группа – обеспечивает у детей создание практического опыта общественного поведения – это приучение, пример взрослого или других детей, показ действия, организация деятельности (совместный труд, игра).
2 группа – направлена на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок – этические беседы, чтение художественной литературы.
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованием гигиены, но и нормами человеческих отношений.
В своей работе постоянно использовала художественное слово (потешки, короткие стихи, опиралась на методические разработки В. А. Пушниковой «Этикет для малышей».
Во всех возрастных группах я проводила «минутки вхождения в день» – они настраивают детей на доброжелательность, спокойствие.
Я старалась, чтобы дети лучше чувствовали себя в детском коллективе, повышали уверенность в себе.
Особое внимание в своей работе уделила формированию межличностных отношений между детьми.
Межличностные отношения – это явление внутреннего мира и состояния людей, субъективно переживаемые связи между ними, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности.
В средней группе старалась чаще хвалить детей, одобрять, поддерживать самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение к сверстнику, умение уступить, а также послушание, исполнительность, следование установленным правилам. Это создавало у детей хорошее настроение, желание быть послушным, повышало уверенность в своих силах.
В средней группе я всегда играла вместе с детьми и если возникала конфликтная ситуация, старалась решить ее, беря инициативу на себя. В этой группе появилась такая традиция – по утрам мы садились в кружок и дети рассказывали об игрушках, которые они принесли из дома, как бы представляли ее. После этого мы обязательно проговаривали правила игры с этой игрушкой.
Появилась и такая традиция – чтение книги, принесенной ребенком, обязательно уточняя, что он принес ее, чтобы прочитать ее всем вместе.
Также в этой группе мы учились помогать друг другу, жалеть друг друга, делиться (игрушкой, конфеткой).
В старшей группе воспитатель должен быть более требовательным к оценке поведения.
Я старалась чаще использовать в качестве примера хорошие поступки детей. Основой этого приема является выраженная склонность детей к подражанию, а также поступать таким образом, чтобы вызвать поощрение у воспитателя. Пример другого ребенка легче запоминается, осмысливается и переносится в собственную жизнь.
Во время утреннего круга была традиция браться за руки и произносить приветствие. Например,
Все мы дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо.
Будет радостно, светло!
Со старшей группы я проводила игры на сплочение коллектива, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка
Старалась объединить детей по интересам, например, серия игрушек, предложить им общую игру.
Была введена новая традиция в группе – рисовать открытки на день рождения и складывать в общий конверт, в конце дня именинник забирал конверт домой.
В подготовительной группе мы разработали «правила дружбы» и старались их соблюдать. Например:
1. Помогай другу.
2. Если умеешь что-то делать, научи и друзей.
3. Если у тебя есть интересные игрушки, поделись с другими, с теми, у кого их нет.
4. Не зазнавайся, если у тебя что-то лучше получается.
5. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться. И т. д.
Если все-таки происходила ссора, то для примирения использовали «мирилки» в стихах.
Этические беседы — специально организованный разговор с детьми на определенные темы.
Целью бесед является уточнение и систематизация знаний детей по отдельным вопросам; научить общаться в ходе разговора: правильно отвечать на вопросы, самостоятельно задавать их; высказывать суждения. Такие беседы помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», связать их со своим опытом, правильно оценивать свое поведение и поведение других детей.
Художественная литература — богатейший источник и побудитель чувств, переживаний. После прочтения произведения, обязательно беседовали с детьми, обсуждали поступки героев. Периодически организовывали в группе выставку рисунков «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая книга», рисовали иллюстрации к произведениям.
Я провела семейный клуб для родителей «Воспитываем маленького читателя» и предложила список литературы, рекомендуемой для чтения детям старшего дошкольного возраста.
Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей я использовала самые разнообразные виды игр.
В свободное время проводила сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривала с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п.
Атрибуты к игре можно сделать самим, например, из соленого теста изготовить угощение для игры в «дом», а для игры в «магазин» нарисовать и вырезать из бумаги одежду.
Дидактические игры очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованная деятельность. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями вносили осознание многих правил поведения в общественных местах.
Так воспитанниками моей группы были представлены спектакли «Вини – Пух и все-все-все…», «Маленький принц», «Кошкин дом», «Дюймовочка».
Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей.
Провела консультации для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника», «Нравственное воспитание дошкольника в семье», «Как провести с ребенком выходной день». Моя цель – довести до сознания родителей важность нравственного воспитания не только в детском саду, но и в семье, расширить их знания.
А для педагогов я провела открытое мероприятие – НОД на тему «Дружба» с детьми подготовительной группы, НОД «Обучение дежурству», «Знаю и соблюдаю» с детьми средней группы.
III. Заключение
Таким образом, представленная мною работа по формированию нравственно-этических норм поведения у дошкольников дала свои результаты. Она показала, что целенаправленная деятельность по этическому воспитанию дошкольников способствует повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитанию основ нравственности и культуры поведения.
У детей старшего дошкольного возраста были сформированы дружеские взаимоотношения, привычка играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения. Дети этого возраста проявляли большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они использовали в новых для них ситуациях, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяли на всех окружающих.
Думаю, что накопленный мною педагогический опыт помогут коллегам в работе по данной теме.
Список использованной литературы
1. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»
2. В. Г. Нечаева, Р. С. Буре «Воспитание дошкольников в труде»
3. Л. В. Куцакова «Нравственно – трудовое воспитание»
4. Л. В. Артемова «Формирование нравственных отношений в игре»
5. С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Москва, 1986 г.
6. Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников».
7. Т. А. Шорыгина «Вежливые сказки» — этикет для малышей.
8. Н. В. Нищева «Развивающие сказки».
9. О. Н. Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей».
10. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».
11. О. Н. Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей».
12. Т. А. Шорыгина «Эстетика для малышей».
13. Т. Шорыгина «Этикет для малышей».
14. Л. Ф. Островская Р. С. Буре «Воспитатель и дети».
15. И. Н. Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников».