МААМ-картинки

Формирование нравственно-этических норм поведения у дошкольников (опыт работы)

Галина Галагуз
Формирование нравственно-этических норм поведения у дошкольников (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме

«Формирование нравственно – этических норм поведения у дошкольников»,

воспитателя Галагуз Галины Викторовны,

МБДОУ «Детский сад №76 «Подсолнушек», город Курган.

Введение.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Сейчас доминируют материальные ценности над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности, и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Публикация «Формирование нравственно-этических норм поведения у дошкольников (опыт работы)» размещена в разделах

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.

В системе образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

I. Теоретическое обоснование

Нравственность – это внутренние,

духовные качества, которыми руководствуется человек,

этические нормы, правила поведения,

определяемые этими качествами.

Ожегов С. И.

Ведущие психологи и педагоги ХIХ – ХХ столетий особое значение в становлении личности придают дошкольному периоду и раннему детству: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, и наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства.

Известный русский просветитель XVIII века Николай Иванович Новиков полагал, что нравственные основы воспитания закладываются в семье. Особого внимания заслуживают нравственные правила Н. И. Новикова: уважение к старшим; любовь к людям труда, презрение к праздности, скуке; честность, мужество. Его идеи нашли отклик в умах прогрессивного дворянства России начала XIX века. Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми, прежде всего в семейном кругу. Почитание старших было одним из основополагающих элементов традиционного русского воспитания. Мы живём в другую эпоху, изменились наши традиции. Но мы не должны забывать то ценное, что было в нашей истории.

Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл Сухомлинский В. А., отводя важную роль в воспитании детей семье.

Он говорил: «Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей». Семья оказывает огромное влияние на ребёнка.

Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – всё это имеет своё определённое значение.

Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней.

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Проблема нравственного развития дошкольников стояла перед педагогами всегда. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.

Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме.

Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Принципы обучения: научность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей.

Воспитание культуры поведения, культуры общения — процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса и предполагает особую организацию повседневной жизни детей; обязательную связь семейного и общественного воспитания; единство сознания, чувств и поведения.

II. Описание опыта

Мы очень часто культуру поведения, культуру общения осваиваем на практике: в семье, в дошкольных учреждениях, в школе, в транспорте, на собственных промахах и ошибках. Вот почему есть необходимость в широкой пропаганде культуры поведения и повсеместном внедрении правил этикета.

По данной теме я ставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека».

2. Формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях.

3. Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми.

4. Воспитать у детей нравственные качества, необходимые в обществе.

5. Проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.

В своей работе я использовала две группы методов:

1 группа – обеспечивает у детей создание практического опыта общественного поведения – это приучение, пример взрослого или других детей, показ действия, организация деятельности (совместный труд, игра).

2 группа – направлена на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок – этические беседы, чтение художественной литературы.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованием гигиены, но и нормами человеческих отношений.

В своей работе постоянно использовала художественное слово (потешки, короткие стихи, опиралась на методические разработки В. А. Пушниковой «Этикет для малышей».

Во всех возрастных группах я проводила «минутки вхождения в день» – они настраивают детей на доброжелательность, спокойствие.

Я старалась, чтобы дети лучше чувствовали себя в детском коллективе, повышали уверенность в себе.

Особое внимание в своей работе уделила формированию межличностных отношений между детьми.

Межличностные отношения – это явление внутреннего мира и состояния людей, субъективно переживаемые связи между ними, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности.

В средней группе старалась чаще хвалить детей, одобрять, поддерживать самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение к сверстнику, умение уступить, а также послушание, исполнительность, следование установленным правилам. Это создавало у детей хорошее настроение, желание быть послушным, повышало уверенность в своих силах.

В средней группе я всегда играла вместе с детьми и если возникала конфликтная ситуация, старалась решить ее, беря инициативу на себя. В этой группе появилась такая традиция – по утрам мы садились в кружок и дети рассказывали об игрушках, которые они принесли из дома, как бы представляли ее. После этого мы обязательно проговаривали правила игры с этой игрушкой.

Появилась и такая традиция – чтение книги, принесенной ребенком, обязательно уточняя, что он принес ее, чтобы прочитать ее всем вместе.

Также в этой группе мы учились помогать друг другу, жалеть друг друга, делиться (игрушкой, конфеткой).

В старшей группе воспитатель должен быть более требовательным к оценке поведения.

Я старалась чаще использовать в качестве примера хорошие поступки детей. Основой этого приема является выраженная склонность детей к подражанию, а также поступать таким образом, чтобы вызвать поощрение у воспитателя. Пример другого ребенка легче запоминается, осмысливается и переносится в собственную жизнь.

Во время утреннего круга была традиция браться за руки и произносить приветствие. Например,

Все мы дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо.

Будет радостно, светло!

Со старшей группы я проводила игры на сплочение коллектива, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка

Старалась объединить детей по интересам, например, серия игрушек, предложить им общую игру.

Была введена новая традиция в группе – рисовать открытки на день рождения и складывать в общий конверт, в конце дня именинник забирал конверт домой.

В подготовительной группе мы разработали «правила дружбы» и старались их соблюдать. Например:

1. Помогай другу.

2. Если умеешь что-то делать, научи и друзей.

3. Если у тебя есть интересные игрушки, поделись с другими, с теми, у кого их нет.

4. Не зазнавайся, если у тебя что-то лучше получается.

5. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться. И т. д.

Если все-таки происходила ссора, то для примирения использовали «мирилки» в стихах.

Этические беседы — специально организованный разговор с детьми на определенные темы.

Целью бесед является уточнение и систематизация знаний детей по отдельным вопросам; научить общаться в ходе разговора: правильно отвечать на вопросы, самостоятельно задавать их; высказывать суждения. Такие беседы помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», связать их со своим опытом, правильно оценивать свое поведение и поведение других детей.

Художественная литература — богатейший источник и побудитель чувств, переживаний. После прочтения произведения, обязательно беседовали с детьми, обсуждали поступки героев. Периодически организовывали в группе выставку рисунков «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая книга», рисовали иллюстрации к произведениям.

Я провела семейный клуб для родителей «Воспитываем маленького читателя» и предложила список литературы, рекомендуемой для чтения детям старшего дошкольного возраста.

Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей я использовала самые разнообразные виды игр.

В свободное время проводила сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривала с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п.

Атрибуты к игре можно сделать самим, например, из соленого теста изготовить угощение для игры в «дом», а для игры в «магазин» нарисовать и вырезать из бумаги одежду.

Дидактические игры очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованная деятельность. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями вносили осознание многих правил поведения в общественных местах.

Так воспитанниками моей группы были представлены спектакли «Вини – Пух и все-все-все…», «Маленький принц», «Кошкин дом», «Дюймовочка».

Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей.

Провела консультации для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника», «Нравственное воспитание дошкольника в семье», «Как провести с ребенком выходной день». Моя цель – довести до сознания родителей важность нравственного воспитания не только в детском саду, но и в семье, расширить их знания.

А для педагогов я провела открытое мероприятие – НОД на тему «Дружба» с детьми подготовительной группы, НОД «Обучение дежурству», «Знаю и соблюдаю» с детьми средней группы.

III. Заключение

Таким образом, представленная мною работа по формированию нравственно-этических норм поведения у дошкольников дала свои результаты. Она показала, что целенаправленная деятельность по этическому воспитанию дошкольников способствует повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитанию основ нравственности и культуры поведения.

У детей старшего дошкольного возраста были сформированы дружеские взаимоотношения, привычка играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения. Дети этого возраста проявляли большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они использовали в новых для них ситуациях, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяли на всех окружающих.

Думаю, что накопленный мною педагогический опыт помогут коллегам в работе по данной теме.

Список использованной литературы

1. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»

2. В. Г. Нечаева, Р. С. Буре «Воспитание дошкольников в труде»

3. Л. В. Куцакова «Нравственно – трудовое воспитание»

4. Л. В. Артемова «Формирование нравственных отношений в игре»

5. С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Москва, 1986 г.

6. Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников».

7. Т. А. Шорыгина «Вежливые сказки» — этикет для малышей.

8. Н. В. Нищева «Развивающие сказки».

9. О. Н. Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей».

10. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».

11. О. Н. Пахомова «Добрые сказки. Этика для малышей».

12. Т. А. Шорыгина «Эстетика для малышей».

13. Т. Шорыгина «Этикет для малышей».

14. Л. Ф. Островская Р. С. Буре «Воспитатель и дети».

15. И. Н. Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников».

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование нравственно-этических норм поведения у дошкольников (опыт работы)
Опубликовано: 6 февраля 2020 в 14:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственно-этических норм поведения у дошкольников (опыт работы)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Галагуз (УИ 2213238) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД