тихомирова виктория
Опыт работы «Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №84 «Тополёк»
«Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Тихомирова Виктория Эдуардовна
Вологда 2025
Согласно программе ФОП ДОО педагог расширяет представления о диких и домашних животных, деревьях, кустарниках, цветковых, травянистых растениях, овощах и фруктах, ягодах данной местности, помогает их различать и группировать на основе существенных признаков: внешний вид, питание; польза для человека; знакомит с объектами неживой природы и некоторыми свойствами воды, песка, глины, камней. Продолжает развивать способность наблюдать за явлениями природы в разные сезоны года и изменениями в жизни животных, растений и человека (выделять признаки времен года по состоянию листвы на деревьях, почвенному покрову). Способствует усвоению правил поведения в природе (не ломать ветки, не рвать растения, осторожно обращаться с животными, заботиться о них, развивает умение видеть красоту природы и замечать изменения в ней в связи со сменой времен года.
Основная цель моей работы – подготовить ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными, опасными для жизни. Научить быть внимательным и осторожным, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Главными задачами являются:
- закрепление у детей экологических знаний;
- обучение правилам поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.
- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.
- воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.
Свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды, именно она создаёт условия, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы по теме, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, презентация по экологическому воспитанию, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к творческим играм).
Игровая среда обогащена такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Вместе с родителями изготовили разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности: альбомы «Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения». Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Чудесный мешочек», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности», «Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в поход», «Четвёртый лишний».
Опираясь на имеющиеся у детей знания и представления, работа проводится в форме бесед : «Почему нельзя подходить к чужим собакам», «Что возьмём с собой в лес», «Как вести себя в лесу», «Что оденем на прогулку», экскурсий, наблюдений (за песком, глиной, водой, льдом, камнями и минералами, игр-занятий «Необыкновенная экспедиция в лес», «Солнечные лучики», «Почему гремит гром», «Капелька», сюжетно-ролевых игр «В гости к Айболиту», «Путешествие в лес», «Путешествие по реке», целевых прогулок (в парк) развлечений «Осенины»,«Лягушка-путешественница», «Праздник шишек», просмотров видеофильмов и познавательных мультфильмов (из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики», «Винни Пух» и т. д., организаций выставок, «Путешествие в страну здоровья», решения проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей (что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил чужую собаку; что делать, если забыли дома панамку и др.)
Для получения новых знаний я читаю детям экологические сказки, рассматриваю с ними иллюстрации, из которых дети узнают, как сохранить свою жизнь, запоминают правила поведения на природе. Читая сказки, дети легче и быстрее усваивают правила безопасного поведения на улице, дома, в лесу, у водоема.
Полученные знания, умения дети закрепляют, участвуя в развлечениях, инсценировках: «Необыкновенная экспедиция в лес», «В гости к лягушатам»,
С родителями и педагогами мы участвуем в различных экологических акциях,играх,конкурсах.
Участвуем в сборе вторсырья,тем самым помогая животным из приюта,изготавливаем кормушки для птиц.