Ирина Кузнецова
Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 18 «ВЕСЕЛЫЕ ЗВОНОЧКИ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Выполнила:
Кузнецова Ирина Геннадьевна
воспитатель старшей группы №9
Барнаул 2020
Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Публикация «Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
Мышление — это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Трудно представить какой-либо вид деятельности без подключения мышления. В дошкольном возрасте дети осваивают знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного возраста является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В пять - семь лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также к самостоятельным действиям, чтобы открыть новые знания. Виды мышления, характерные для детей дошкольного возраста : наглядно-действенное - преобладает в возрасте до 3-4 лет; образное - становится активным у детей старше 4 лет; логическое - осваивается детьми в возрасте 5-6 лет.
Логическое мышление – умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. В структуре логического мышления можно выделить следующие логические операции как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания. А более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи синтеза и анализа. Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением. Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.
Абстракция - это выделение какой-либо существенной стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.
Обобщение выступает как соединение существенного и связывание его с классом явлений и предметов.
Кроме рассмотренных операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение - это серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений, выдающая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений. Отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных. На основе всех операций и процессов изменяются образы, которыми старший дошкольник оперирует, изменяются и действия, которыми пользуется ребенок. Они приобретают обобщенный характер, так же как и многие его представления.
Таким образом, логическое мышление – это умение понимать логику рассуждение и оперировать словами, выполнять такие операции как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Дошкольный ребёнок - челoвек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Мы должны обогащать ребенка знаниями, способствовать развитию умственной деятельности. Особое значение в воспитании и обучении детей отводится дидактическим играм. Значимость дидактических игр состоит в том, что oни оказывают влияние на формирование математических представлений, развивают такие качества ума, как его подвижность и гибкость, способствуют развитию внимания, воображения, формируют волю. Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципoв игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игрoвой деятельности и системы оценивания, oдин из методов активного обучения.
Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью oбучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, сoдержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой непринужденной форме.
Для развития у детей операции анализа и синтеза можно использовать такие дидактические игры, как «Скажи наоборот»
Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…
Дети: Низко.
Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…
Дети: Близко.
Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…
Дети: Свет.,
«Бывает – не бывает»
Кошка по небу летает.
- Мама дочку умывает.
- Волк на дереве сидит.
- А по морю плывёт кит.
- Саша в школу сам пошёл.
- Молоко даёт козёл.
- Платье девочка стирает.
- Жучка двор наш подметает.
- Сыр всю мышку покусал.
- Волк на зайчика напал.
«Угадай-ка» Вызываем ребёнка и даём ему карточку, которую он не видит, а остальные участники видят. Дети описывают (слон) среду обитания, чем питается,цвет, размер, что умеет делать и т. д. Описание проводится до тех пор, пока участник не даст правильный ответ и др.
На основе развития анализа и синтеза как основы всех мыслительных процессов у детей формируются такие операции как сравнение, обобщение, классификация.
Для развития операции классификация детей нужно научить анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании общих признаков.
С этой целью используются такие игры: «Раздели на группы» ( цель: учить классифицировать предметы на группы, «Кто больше назовёт предметов» ( цель: упражнение в классификации предметов по месту их производства) и др.
Классификацию с детьми можно проводить по следующим признакам:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д. ,
- по размеру (в одну группу - большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку - длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку - красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку - квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера (что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.).
Изначально классификация осуществляется детьми по заданному основанию. Затем классификация выполняется детьми самостоятельно. Здесь можно задать количество групп, на которое следует разделить множество предметов, а дети самостоятельно будут искать соответствующие основания.
Работа по развитию у детей операции обобщения направлена на развитие умения относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное.
Чтобы уметь относить конкретный объект к заданной взрослым группе (например, тарелку - к группе «посуда») или выделить из общего понятия единичное (например, «игрушки» - это пирамидка, машинка, кукла, дети должны знать обобщающие слова, только при этом условии возможно осуществление обобщения и последующей классификации.
На развитие у детей операции обобщения можно провести следующие дидактические игры :
- «Найди лишний», цель: учить детей объединять предметы в группы по существенному признаку, находить из них лишний;
- «Назови одним словом», цель: учить называть группы предметов, схожих по существенным признакам, обобщенным словом;
- «Транспорт», цель: учить называть виды транспорта обобщающими словами (легковой, грузовой, морской и т. д.).