Приложение МААМ

Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Ирина Кузнецова
Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 18 «ВЕСЕЛЫЕ ЗВОНОЧКИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Выполнила:

Кузнецова Ирина Геннадьевна

воспитатель старшей группы №9

Барнаул 2020

Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Публикация «Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

Мышление — это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Трудно представить какой-либо вид деятельности без подключения мышления. В дошкольном возрасте дети осваивают знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного возраста является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В пять - семь лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также к самостоятельным действиям, чтобы открыть новые знания. Виды мышления, характерные для детей дошкольного возраста : наглядно-действенное - преобладает в возрасте до 3-4 лет; образное - становится активным у детей старше 4 лет; логическое - осваивается детьми в возрасте 5-6 лет.

Логическое мышление – умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. В структуре логического мышления можно выделить следующие логические операции как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания. А более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи синтеза и анализа. Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением. Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстракция - это выделение какой-либо существенной стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.

Обобщение выступает как соединение существенного и связывание его с классом явлений и предметов.

Кроме рассмотренных операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение - это серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений, выдающая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений. Отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных. На основе всех операций и процессов изменяются образы, которыми старший дошкольник оперирует, изменяются и действия, которыми пользуется ребенок. Они приобретают обобщенный характер, так же как и многие его представления.

Таким образом, логическое мышление – это умение понимать логику рассуждение и оперировать словами, выполнять такие операции как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.

Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Дошкольный ребёнок - челoвек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Мы должны обогащать ребенка знаниями, способствовать развитию умственной деятельности. Особое значение в воспитании и обучении детей отводится дидактическим играм. Значимость дидактических игр состоит в том, что oни оказывают влияние на формирование математических представлений, развивают такие качества ума, как его подвижность и гибкость, способствуют развитию внимания, воображения, формируют волю. Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципoв игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игрoвой деятельности и системы оценивания, oдин из методов активного обучения.

Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью oбучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, сoдержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой непринужденной форме.

Для развития у детей операции анализа и синтеза можно использовать такие дидактические игры, как «Скажи наоборот»

Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…

Дети: Низко.

Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

Дети: Близко.

Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…

Дети: Свет.,

«Бывает – не бывает»

Кошка по небу летает.

- Мама дочку умывает.

- Волк на дереве сидит.

- А по морю плывёт кит.

- Саша в школу сам пошёл.

- Молоко даёт козёл.

- Платье девочка стирает.

- Жучка двор наш подметает.

- Сыр всю мышку покусал.

- Волк на зайчика напал.

«Угадай-ка» Вызываем ребёнка и даём ему карточку, которую он не видит, а остальные участники видят. Дети описывают (слон) среду обитания, чем питается,цвет, размер, что умеет делать и т. д. Описание проводится до тех пор, пока участник не даст правильный ответ и др.

На основе развития анализа и синтеза как основы всех мыслительных процессов у детей формируются такие операции как сравнение, обобщение, классификация.

Для развития операции классификация детей нужно научить анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании общих признаков.

С этой целью используются такие игры: «Раздели на группы» ( цель: учить классифицировать предметы на группы, «Кто больше назовёт предметов» ( цель: упражнение в классификации предметов по месту их производства) и др.

Классификацию с детьми можно проводить по следующим признакам:

- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д. ,

- по размеру (в одну группу - большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку - длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);

- по цвету (в эту коробку - красные пуговицы, в эту - зеленые);

- по форме (в эту коробку - квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);

- по другим признакам нематематического характера (что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.).

Изначально классификация осуществляется детьми по заданному основанию. Затем классификация выполняется детьми самостоятельно. Здесь можно задать количество групп, на которое следует разделить множество предметов, а дети самостоятельно будут искать соответствующие основания.

Работа по развитию у детей операции обобщения направлена на развитие умения относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное.

Чтобы уметь относить конкретный объект к заданной взрослым группе (например, тарелку - к группе «посуда») или выделить из общего понятия единичное (например, «игрушки» - это пирамидка, машинка, кукла, дети должны знать обобщающие слова, только при этом условии возможно осуществление обобщения и последующей классификации.

На развитие у детей операции обобщения можно провести следующие дидактические игры :

- «Найди лишний», цель: учить детей объединять предметы в группы по существенному признаку, находить из них лишний;

- «Назови одним словом», цель: учить называть группы предметов, схожих по существенным признакам, обобщенным словом;

- «Транспорт», цель: учить называть виды транспорта обобщающими словами (легковой, грузовой, морской и т. д.).

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операцийИспользование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций Елена Фролова Фотоотчет "Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций". Елена Фролова.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 11 сентября 2020 в 10:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кузнецова (УИ 464307) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД