Папки-передвижки

Формирование музыкальных способностей, содействие проявлению активности и самостоятельности детей дошкольного возраста

Елена Гаврилова
Формирование музыкальных способностей, содействие проявлению активности и самостоятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Публикация «Формирование музыкальных способностей, содействие проявлению активности и самостоятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте. Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте. Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.

2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.

3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.

Средства развития музыкальных способностей

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.

Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.

Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.

Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

1. Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.

2. Занятия, повышающие чувство ритма.

3. Игровые тренировки музыкальной памяти.

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

В музыке самостоятельность выступает важной характеристикой способности личности к созданию нового, оригинального продукта, к творчеству. Поэтому для педагогики искусства проблема развития самостоятельности особенно актуальна.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образ жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. В связи с этим важнейшим условием совершенствования процесса дошкольного образования является инновационная деятельность для меня как музыкального руководителя, ориентированная на освоение новых условий развития инициативности, самостоятельности, творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности.

В разных видах музыкальной деятельности самостоятельность и инициативность связана с полученными навыками и умениями. Благодаря этому, дошкольники с удовольствием переносят их в новые условия, создавая другие варианты решения того или иного задания.

У малышей 2-3 лет самостоятельные проявления ограничены, они имитируют действия взрослого в играх и танцах, в песнях подпевают отдельные повторяющиеся слова и слоги. Поэтому на начальном этапе развития самостоятельности стараюсь воспитанников заинтересовать и увлечь, учу осознанно воспринимать музыку. Перед прослушиванием песни или музыкального произведения говорю с детьми об их содержании. Используя мимику, интонации, сообщаю малышам, что сейчас будет звучать песня о птичке, или про кошечку. Придумываю небольшие рассказы и иллюстрирую их музыкой, вношу игрушки, наглядный материал. Постепенно ребенок начинает понимать, что музыка о чем-то, о ком-то рассказывает, самостоятельновыбирает картинку или игрушку, которая соответствует музыке. В этом возрасте формирую первые творческие проявления у детей в музыкальной деятельности. Например, даю малышу зайку и предлагаю прослушать песенку. После прослушивания плясовой или колыбельной музыки ребенок самостоятельно выполняет соответствующие движения с игрушкой. Такие игровые приемы помогают детям не только эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваются в ее характер и самостоятельно действовать.

Детям 3-4 лет задаю четкие вопросы по эмоционально – образному содержанию произведения : «Какой характер звучал в музыке, «Как звучит музыка – быстро или медленно? Помогаю ребенку ответить или отвечаю за него: «Алена стесняется ответить, а ведь она знает, что музыка звучала медленно». Тем самым стимулирую самостоятельные высказывания и другие проявления самостоятельности.

Ребенок 4-5 лет начинает более внимательно вслушиваться и способен замечать изменения средств музыкальной выразительности. Поскольку словарный запас у детей этого возраста еще невелик при ответах использую карточки с условно – образным содержанием музыки. К концу года дошкольники самостоятельно дают оценку прослушиваемой музыке, моделируют характер музыки.

В певческой деятельности самостоятельность определяется уровнем музыкально - слуховых представлений. С этой целью использую различные упражнения для развития певческого голоса и слуха, красочно оформленные музыкально – дидактические игры. Перед разучиванием нового репертуара предлагаю послушать несколько песен, тем самым даю воспитанникам проявить инициативу в выборе песен для дальнейшего разучивания. Широко использую для развития самостоятельности творческие задания на песенное творчество.

Развивая самостоятельность и инициативность в музыкально – игровой деятельности привлекаю детей к художественно - творческому выполнению игровых и танцевальных движений.

У детей старшего дошкольного возраста имеется достаточный запас музыкальных впечатлений. В певческой исполнительской деятельности могут отличить неточное исполнение от правильного, стремятся сделать свое выступление более выразительным. С этой целью широко применяю способ исполнения песен по небольшим подгруппам, где слушатели дети могут дать оценку исполняемой песни. Постепенно дети самостоятельно включаются в исполнении освоенной песни не только в повседневной жизни детского сада, но и дома. Стимулируя самостоятельность и инициативность в песенном творчестве, обращаю внимание на то, чтобы мои сочинения не повторялись детьми, чтобы воспитанники сами могли закончить мелодию, сочинить музыкальный ответ на музыкальный вопрос, при этом сохранить интонацию произведения. Для развития самостоятельности в музыкально – ритмической деятельности включаю в свою работу упражнения творческого содержания, различные музыкальные этюды, сюжетные танцы, свободные пляски, музыкально – коммуникативные игры.

Яркие и запоминающие впечатления на детей производят праздники и развлечения. Учитывая это, ориентируюсь на активную самостоятельную деятельность детей. Включаю в содержание праздников песенные инсценировки, разные варианты музыкальных игр, которые бы побуждали детей, возникали по собственной инициативе дошкольников.

На развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста влияет развивающая среда. Подбор музыкальных инструментов, игрушек, пособий подбираю, ориентируясь на возраст детей.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги ищут новые приемы сохранения и укрепления.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно-пространственной среды ДОО Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития предметно - пространственной среды в ДОО для того, чтобы развивать.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно — пространственной среды ДОО Ширяева Юлия Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский.

Презентация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на музыкальных занятиях» Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в ходе работы музыкального руководителя. музыкальный руководитель.

Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста» Средства развития музыкальных способностей. Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно.

Консультация для родителей «Ранее развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста» РАНЕЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Без музыки жизнь была бы ошибкой. Ф. Ницше Говорить о музыке.

Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Начинать нужно уже с внутриутробного развития.

Презентация «Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким.

Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. «Веселые музыканты» Цель игры: формировать у.

Программа «Музыкальная шкатулка» по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» «Музыкальная шкатулка» Программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование музыкальных способностей, содействие проявлению активности и самостоятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 мая 2018 в 21:58
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование музыкальных способностей, содействие проявлению активности и самостоятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД