Марина Колымаева
Формирование мотивационной сферы к обучению в школе у старших дошкольников в соответствии с ФГОС. Проект «Скоро мы — ученики!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование мотивационной сферы к обучению в школе у старших дошкольников в соответствии с ФГОС".
Проект «Скоро мы- ученики!»
(Долгосрочный,групповой,творческий,продуктивный)
Марина Колымаева –воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ № 441 Д/С «Кузнечик»
Нижний Новгород
Публикация «Формирование мотивационной сферы к обучению в школе у старших дошкольников в соответствии с ФГОС, Проект „Скоро мы — ученики!“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Проблема формирования мотивационной сферы и готовности к обучению в школе - одна из самых актуальных в детской психологии и педагогике.
Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет следующие задачи
дошкольного образования :
«Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы (требования к условиям реализации Программы настоящего Стандарта) настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.»
(Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
Основные предпосылки учебной деятельности в период предшкольной подготовки это :
общее социально-личностное развитие ребёнка
умение произвольно управлять собой
формирование положительной учебной мотивации
Составляющей предпосылкой готовности к школе является мотивационная сфера,
которая характеризуется следующими показателями мотивационной готовности :
- познавательный интерес, активность к окружающему миру;
- проявление произвольности в различных видах деятельности – умение действовать по правилам;
- владение учебными навыками: выделять учебную задачу, выдвигать варианты решения.
Формирование мотивационной сферы у старших дошкольников, это:
-высокий уровень активности;
- инициативы;
-самостоятельности;
-уважительное отношение к учителю;
-умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче;
- умение планировать и контролировать собственные
действия в соответствии с этой задачей.
Процесс формирования у дошкольников образа
«Я – будущий школьник» в системе организационно – педагогических условий, создавался в ходе проекта "Скоро мы - ученики!"
Проект :
-долгосрочный (с августа 2013 по май 2014)
- групповой (содержание работы направлено на детей,родителей,педагогов, представителей социокультурного и социообразовательного партнёрства)
- творческий
- продуктивный.
Цель проекта :
. осуществление качественной мотивационной подготовки к школьному обучению.
Задачи:
-повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению- осознанную мотивацию :
-высокий уровень активности;
- инициативы;
-самостоятельности;
-уважительное отношение к учителю;
-умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче;
- умение планировать и контролировать собственные
действия в соответствии с этой задачей
-повысить грамотность и компетенцию родителей
по вопросу подготовки детей к школе
-развивать личностные качества детей в ходе мероприятий со специалистами, педагогами и социальными партнёрами.
Принципы реализации проекта :
-Целенаправленность процесса воспитания положительного
отношения к школе на основе возрастных особенностей детей
- Сочетание разных видов деятельности
- Принцип системности и последовательности
- Единство содержания форм и методов работы
- Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников и
информирование родителей о подготовке к школьной жизни
Этапы реализации проекта :
1- Организационно-диагностический
2013 (август)
2- Основной –формирующий
2013-2014 (сентябрь-апрель)
3-Итоговый
2014 (май)
Методы и приё мы:
- игровые (дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения, сюжетно-ролевые
"Школа" ,подвижные, спортивные и народные игры)
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, пояснения и другие-использование пословиц и поговорок о трудолюбии, ученье, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов)
- наглядно-образные и наглядно-действенные
- методы ИКТ
-диагностические методы (наблюдение, опросы, анкетирование, диагностика)- статистические (обработка результатов диагностики)
Ожидаемые результаты :
- сформировать :
нормативно – правовую базу;
- реализовать модель выпускника в соответствии с ФГОС;
- качественно повысить профессиональный уровень педагогов
-усовершенствован план преемственности ДОУ и начальной школы
Виды и формы взаимодействия
С детьми:
(с целью создания предпосылок для развития у детей познавательной активности, индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей) :
-НОД (циклы занятий на школьную тематику)
- самостоятельная деятельность (создание пространственно-образовательной развивающей среды по календарно-тематическому плану по всем образовательным областям)
- праздники и досуги (День знаний"."В гостях у дедушки Буквоеда"."Незнайка в гостях у ребят"
- экскурсии
- целевые прогулки
-конкурсы и фестивали
-фото-выставки
-выставки детских коллективных и совместных с родителями творческих работ и другое.
С родителями:
(с целью создания условий для функциональной готовности ребенка к школе) :
- работа родительского клуба «Дошкольник» в ДОУ
- родительские собрания
- анкетирование и консультации для родителей педагогов и психологов ДОУ и школ
- информационные дни с использованием ИКТ
- дни открытых дверей в ДОУ и школе
- совместные праздники
С объектами социообразовательного и социокультурного
педагогического партнё рства:
(с целью осуществления преемственности между ДОУ и начальной школой и создания условий для благоприятной адаптации дошкольников к школе) :
- составлен и утверждён план работы по социальному партнёрству в условиях педагогического сотрудничества со школами
№ 49 ,№ 187 и МБДОУ №441, школой искусств № :.Школой-студией "Жаворонок",музеем "Архитектура и быт народов Поволжья", школой Олимпийского резерва и другими.
- проводятся экскурсии к школам и в школы
- совместные мероприятия.
- встречи с учениками и учителями начальной школы
- осуществление проекта «Дети- детям» (под патронажем губернатора)-ученики и педагоги школы № 187 в рамках проекта оформляют участки, огород ДОУ, участвуют в «Зарничке», «Дне защитника Отечества», творческих концертах.
Взаимодействие с педагогами:
педсоветы, конкурсы, тренинги, мастер-классы,
совместные проекты в условиях педагогического сотрудничества, комплексное планирование и другое.
Создание пространственно-образовательной развивающей среды в ходе реализации проекта отвечали современным требованиям ФГОС :
-вариативность
-доступность
-полифункциональность
-безопасность
- насыщенность
- трансформируемость
В ходе реализации проекта осуществлялась интеграция образовательных областей (познавательной. речевой,физической. художественно-эстетической. социально-коммуникативной) и интеграция других педагогических проектов. Например, в проекте "Наши олимпийские надежды" дети узнали об Олимпийской символике, истории Олимпийских игр, участвовали в Малых Олимпийских играх, создавали коллективную творческую работу с помощью родителей- фото-выставку "Мы- будущие чемпионы!", участвовали в спортивном досуге "Олимпиада в Простоквашино". Дети сплотились, учились работать в команде, ставить перед собой задачи и находить верные решения. У них развивалось творчество, самостоятельность.
Выводы:
В ходе проведения проекта все выше перечисленные цели и задачи реализовались,у детей по результатам диагностики сформировалась хорошая мотивационная сфера для обучения в школе.
Перспективные задачи:
Провести мониторинг по дальнейшим успехам и достижениям или неудачам обучения наших выпускников в начальной школе.